КЛА́СТЕР
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛА́СТЕР в экономике, гибкое и свободное объединение предприятий по территориально-пространственному принципу. Представляя собой скопления («созвездия», «гроздья») предприятий, расположенных на определённой местности, индустриальные К. возникли в ходе развития территориального разделения и комбинации труда и произ-ва, территориальной интеграции. Образующие К. предприятия могут быть связаны одной технологич. цепочкой (вертикальная интеграция), могут производить однородную продукцию разл. серий и пользоваться общей инфраструктурой, иметь доступ к технологич. инновациям (горизонтальная интеграция).
Термин «К.» был предложен в 1990 амер. экономистом М. Портером для обозначения групп конкурентоспособных смежных отраслей хозяйства страны; было указано, что для компаний, действующих в кластерных отраслях, характерна тенденция к географич. концентрации. В дальнейшем (1998) Портер внёс в термин дополнит. экономико-географич. составляющую: согласно его концепции, К. – это также группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и организаций, действующих в определённом секторе экономики, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.
В условиях совр. инновационной модели экономич. роста К. получили широкое распространение в первую очередь в высокотехнологичных отраслях. Центром К. служит инновационное «ядро», базирующееся на новых знаниях и включающее исследовательские фирмы, в т. ч. малые. Вокруг него располагаются взаимосвязанные компании, специализиров. поставщики и продуценты, производители и потребители. В состав К. могут входить связанные с деятельностью этих компаний разл. организации: университеты, агентства по стандартизации, торговые сети, а также аналитич. и консалтинговые службы, PR-агентства, лоббистские и др. структуры, представляющие интересы данной территории. Различна и размерность отд. участников К. Субподрядчиками, а иногда и подрядчиками крупных компаний выступают средние и малые фирмы.
Особую роль играют К. инновационной активности. Они перерастают рамки отд. стран и становятся притягательными центрами как для прямых иностр. инвестиций, так и для иностр. учёных и специалистов. Примером таких К. служат «Силиконовое болото» в Кембридже (Великобритания), «Силиконовая долина» в Калифорнии (США), «Радиодолина» в Стокгольме (Швеция).
Основанное на гибких связях взаимодействие поставщиков и производителей даёт синергический (от греч. συνεργητιϰός – совместный, согласованно действующий) эффект, превышающий сумму показателей отд. составляющих кластер-бизнесов. Этот эффект обеспечивается преимуществами глубокой специализации предприятий, доступом к новым технологиям, возможностью использовать высококвалифициров. специалистов, экономией на трансакционных издержках. Процесс кластеризации в нач. 21 в. охватил более 50% экономик развитых стран.
Разновидностью индустриального К. являются т. н. индустриальные округа – своеобразные территориальные совокупности малых и средних предприятий, специализирующихся в большинстве случаев на произ-ве однотипной продукции. Здесь складываются особые взаимоотношения мелких и средних производителей, социокультурные связи, которые в сочетании с довольно высоким технич. уровнем мн. фирм позволяют им конкурировать с крупными компаниями за выход на внешние рынки. Классич. страной распространения этого вида К. является Италия, где насчитывается ок. 200 таких К., расположенных гл. обр. в центре и на северо-востоке страны.
Преимущества динамично развивающихся К. стремятся использовать нац. и иностр. инвесторы. На первом месте среди них ТНК, кластерная политика которых на привлекающей их территории строится с учётом наличия развитой производств. и социальной инфраструктуры, инновационных ресурсов, близости к мегаполисам, в которых функционируют органы не только местной, но и центр. власти, определяющей экономич. стратегию страны.
Сохраняя конкуренцию в качестве доминирующей формы отношений между входящими в К. хозяйствующими субъектами, К. видоизменяет её механизмы, добавляя к ней новые элементы – разл. формы сотрудничества, делового партнёрства.