Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАУ́РЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 350

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Решетов

ДАУ́РЫ (да­гу­ры; са­мо­на­зва­ния – да­ур, да­гур, та­хур), монг. на­род на се­ве­ре Ки­тая. Жи­вут на вос­то­ке ав­то­ном­но­го р-на Внутр. Мон­го­лия (в осн. в Да­ур­ском ав­то­ном­ном со­мо­не Мо­ли­да­ва, а так­же в Эвен­кий­ском ав­то­ном­ном со­мо­не, у. Бут­ха и близ г. Хай­лар), на за­па­де пров. Хэй­лунц­зян (да­ур­ский рай­он Мэй­ли­сы, близ г. Ци­ци­кар; уез­ды Фу­юй, Нунь­цзян, Нэ­хэ и Ай­хунь), а так­же в у. Чу­гу­чак (Та­чэн) Синь­цзян-Уй­гур­ско­го ав­то­ном­но­го рай­она (за­пад­ные Д.). Чис­лен­ность 132,4 тыс. чел. (2000, пе­ре­пись). Ок. 70% го­во­рят на да­гур­ском яз. – офиц. язы­ке Да­ур­ско­го ав­то­ном­но­го со­мо­на Мо­ли­да­ва; диа­лек­ты – бут­ха­ский, ци­ци­кар­ский, хай­лар­ский, синь­цзян­ский. Пись­мен­но­сти не бы­ло, до сер. 20 в. поль­зо­ва­лись маньч. ал­фа­ви­том. В 1957 соз­да­на ки­рил­лич. пись­мен­ность, в 1920 (хай­лар­ским дау­ром Мэр­сэ) и 1960-е гг. – ла­тин­ская. Рас­про­стра­не­ны так­же кит., монг., маньч., эвен­кий­ский, у за­пад­ных Д. – уй­гур­ский язы­ки. В осн. со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния, ок. 30% – ламаи­сты.

Дауры. «Оленьи», или «монгольские», шахматы.

Д., ве­ро­ят­но, вос­хо­дят к ср.-век. ки­да­ням. Да­гур­ский яз. со­хра­нил ар­ха­ич. чер­ты, из­вест­ные по па­мят­ни­кам 13–14 вв. В со­ста­ве Д. про­сле­жи­ва­ет­ся силь­ный тун­гу­со-маньч. ком­по­нент (да­гур­ский яз. не­ко­то­рые учё­ные от­но­си­ли к тун­гу­со-маньч­жур­ским). До 17 в. Д. жи­ли в вер­ховь­ях Аму­ра и на ре­ках Ар­гунь и Зея. При имп. Шуньчжи (1644–1664) ди­на­стии Цин Д. при­вле­ка­лись для во­ен. служ­бы, в 1654 по­се­ле­ны на р. Нэнь­цзян во Внут­рен­ней Мань­чжу­рии и на гра­ни­це с Синь­цзя­ном, в 1698 вклю­че­ны в со­став вось­ми­зна­мён­ных войск.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для Сев. Ки­тая (см. в ст. Азия). Осн. за­ня­тие – па­шен­ное зем­ле­де­лие (про­со, гао­лян, пше­ни­ца, овёс). Раз­ви­то ско­то­вод­ст­во; за ло­шадь­ми и круп­ным ро­га­тым ско­том уха­жи­ва­ли муж­чи­ны, за свинь­я­ми и пти­цей – жен­щи­ны. Скот, осо­бен­но ло­ша­ди, обя­за­тель­но вхо­дил в сва­деб­ный по­да­рок, при­но­сил­ся в жерт­ву (мя­со жерт­вен­ных ло­ша­дей съе­да­ли, в др. слу­ча­ях ко­ни­ну не ели); в от­ли­чие от др. мон­го­лов не из­го­тов­ля­ли ку­мы­са. За­ни­ма­лись охо­той, ры­бо­лов­ст­вом (единственные из монг. на­родов), куз­неч­ным де­лом, об­ра­бот­кой ме­тал­ла, вы­дел­кой зам­ши, бе­ре­сты и др. Жи­ли­ще (гэр) ти­па фан­зы, оде­ж­да вост.-ази­ат. ти­па, дет­ские ко­лы­бе­ли – эвен­кий­ско­го ти­па (2 де­рев. ко­роб­ки, со­еди­нён­ные под уг­лом 20°). Боль­шая се­мья со­хра­ня­лась до нач. 20 в. Тра­диц. по­се­ле­ние (аил) ли­ней­ной пла­ни­ров­ки, жи­те­ли воз­во­ди­ли се­бя к об­ще­му пред­ку, со­став­ля­ли эк­зо­гам­ную патри­ли­ней­ную родств. груп­пу (мо­хон); же­на при­чис­ля­лась к мо­хо­ну му­жа. Неск. мо­хо­нов объ­е­ди­ня­лись в род (ха­ла). Тра­диц. ре­ли­гия – ша­ма­низм. Ша­ма­на­ми (яда­ган) мог­ли быть и муж­чи­ны, и жен­щи­ны. Ат­ри­бу­ты ша­ма­на – бу­бен (ун­тур, хун­тур­со) с ко­ло­туш­кой; каф­тан (чжа­ва), ук­ра­шен­ный мед­ны­ми бу­бен­ца­ми (3 ря­да по 10 на ка­ж­дом по­ле), зер­ка­ла­ми (по 30 на ка­ж­дом по­ле и 5 на спи­не), ра­ко­ви­на­ми кау­ри; шап­ка (ма­гал) с мед­ны­ми или же­лез­ны­ми 5-от­ро­ст­ко­вы­ми ро­га­ми и с ба­хро­мой из про­во­ло­ки на лбу. Раз­вит по­гре­баль­ный ри­ту­ал: род­ст­вен­ни­ки на­де­ва­ют тра­диц. одеж­ды, по­кой­ни­ка оп­ла­ки­ва­ют, при­но­сят в жерт­ву скот, сжи­га­ют цвет­ную бу­ма­гу, ими­ти­рую­щую день­ги, в гроб кла­дут ве­щи и пи­щу. По­пу­ля­рен хок­кей на тра­ве (ав­то­ном­ный со­мон Мо­ли­да­ва на­зы­ва­ют ро­ди­ной этой иг­ры). Фольк­лор – эпос («Ал­тан гал­бурт»). В нач. 19 в. бы­ла из­вест­на ли­рич. по­эзия (стих. «Бэл­бэ­тэй ил­га» Раб­да­на Ау­ла).

Лит.: Жу­рав­ле­ва М. Г., Ста­ри­ков В. С. Дау­ры // На­ро­ды Вос­точ­ной Азии. М.; Л., 1965. С. 666–671.

Вернуться к началу