Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАСТА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 342

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Х. Короглы; Е. М. Фраёнова (исполнительская традиция)

ДАСТА́Н (фар­си), эпи­чес­кий жанр в ли­те­ра­ту­рах и фольк­ло­ре Ближ­не­го и Сред­не­го Вос­то­ка и Юж. Азии. По фор­ме – по­этич. или про­за­ич. про­из­ве­де­ния, а в тюр­коя­зыч­ных ли­те­ра­ту­рах – про­за, пе­ре­ме­жаю­щая­ся со сти­ха­ми; по со­дер­жа­нию – ча­ще все­го лит. об­ра­бот­ка ска­зоч­ных сю­же­тов, ле­генд и пре­да­ний. В пер­со­языч­ных лит-рах 10–15 вв. Д. на­зы­ва­ют отд. лю­бов­ные по­эмы («Лей­ли и Медж­нун», «Хос­ров и Ши­рин», «Ис­кан­дер-на­ме» Ни­за­ми Гянд­же­ви и др.) или гла­вы из боль­ших эпич. по­эм («Шах­на­ме» Фир­до­уси). В по­след­нем слу­чае ка­ж­дый Д. вы­сту­па­ет как са­мо­сто­ят. про­из­ве­де­ние, об­ла­дая за­кон­чен­ным сю­же­том и свое­об­ра­зи­ем изо­бра­зит. средств. К сти­ли­стич. осо­бен­но­стям Д. от­но­сят­ся эпич. кли­ше, по­сто­ян­ные эпи­те­ты, срав­не­ния и др. На яз. ур­ду и в тюр­коя­зыч­ных ли­те­ра­ту­рах жанр Д. по­лу­чил рас­про­стра­не­ние в 16–18 вв.

Ис­пол­ни­тель­ская тра­ди­ция. Уст­ная проф. тра­ди­ция ис­пол­не­ния Д. со­хра­ни­лась гл. обр. у турк­мен и азер­бай­джан­цев, а так­же у уз­бе­ков, тад­жи­ков, ка­ра­ка­л­па­ков, ка­за­хов. Тра­ди­ция соль­ная муж­ская, ис­пол­не­ние со­про­во­ж­да­ет­ся зву­ча­ни­ем струн­но­го ин­ст­ру­мен­та (щип­ко­вые ду­тар, дом­бра) или ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля (напр., в туркм. ва­ри­ан­тах мо­жет до­бав­лять­ся смыч­ко­вый гид­жак). Ис­пол­ни­тель (в раз­ных ло­каль­ных тра­ди­ци­ях на­зы­ва­ет­ся дас­тан­чи, ашуг, бах­ши, ша­ир, жы­рау и т. д.) вла­де­ет иск-вом рас­сказ­чи­ка, по­эта-им­про­ви­за­то­ра, пев­ца, ин­ст­ру­мен­та­ли­ста. Д. раз­ных ме­ст­ных «школ» от­ли­ча­ют­ся те­ма­ти­кой и фор­мой, ма­не­рой ис­пол­не­ния. У турк­мен су­ще­ст­ву­ет уни­каль­ная ин­ст­ру­мен­таль­ная дас­тан­ная тра­ди­ция (про­грамм­ные пье­сы, ис­пол­няе­мые на ду­та­ре или про­доль­ной флей­те тюй­дук). Из­люб­лен­ные и по­все­ме­ст­но рас­про­стра­нён­ные сю­же­ты – из эпо­са «Кёр-ог­лы». На ос­но­ве Д. соз­дан ряд муз. драм и опер («Кё­рог­лы» У. Гаджи­бе­ко­ва и др.).

Лит.: Ус­пен­ский В., Бе­ля­ев В. Турк­мен­ская му­зы­ка. М., 1928; Су­ха­чев А. С. От дас­та­на к ро­ма­ну. М., 1971; Дех­тярь А. А. Про­бле­мы по­эти­ки дас­та­нов ур­ду. М., 1979; Аб­дул­ла­ев Р. С. Бы­то­ва­ние дас­та­нов в Уз­бе­ки­ста­не // Му­зы­ка эпо­са. Йош­кар-Ола, 1989; Гул­лы­ев Ш. Дес­тан­ный эпос и ис­кус­ст­во турк­мен­ских бах­ши // Там же; Ма­ме­дов Т. А. Эпи­че­ские на­пе­вы дас­та­на «Кё­рог­лу» // Там же.

Вернуться к началу