Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУ́СЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 184

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Гусляр. Деталь браслета. Серебро, чернь, позолота. Клад из Старой Рязани. Кон. 12 – 1-я пол. 13 вв. Историко-архитектурный музей-заповедник (Рязань).

ГУ́СЛИ, рус. струн­ный щип­ко­вый ин­ст­румент ти­па цит­ры. Назв. встре­ча­ет­ся в письм. па­мят­ни­ках с 11 в. Фраг­мен­ты Г. 11–14 вв. най­де­ны на тер­ри­то­рии Нов­го­ро­да, изо­бра­же­ния ин­ст­ру­мен­та на ри­ту­аль­ных ру­саль­ных брас­ле­тах 12–13 вв. – в Ста­рой Ря­за­ни и Кие­ве. Г. ар­ха­ич. ви­да – кры­ло­вид­ные – име­ют пло­ский про­дол­го­ва­тый долб­лё­ный кор­пус, вдоль и па­рал­лель­но ли­це­вой плос­ко­сти вее­ро­об­раз­но на­тя­ну­ты стру­ны; назв. да­но по «от­крыл­ку» (часть ли­це­вой плос­ко­сти, вы­сту­паю­щая за ряд кол­ков). Од­но­тип­ные и род­ст­вен­ные ин­ст­ру­мен­ты: фин. и ка­рел. кан­те­ле, эст. кан­нель, ла­тыш. кок­лес, ли­тов. канк­лес. К 14 в. сфор­ми­ро­ва­лись шле­мо­вид­ные Г. с тра­пе­цие­вид­ным клеё­ным кор­пу­сом, стру­ны на­тя­ну­ты па­рал­лель­но ос­но­ва­нию. Г. – ин­ст­ру­мент свет­ской проф. и нар. бы­то­вой и празд­нич­ной куль­ту­ры, но­си­те­ля­ми ко­то­рой бы­ли гл. обр. ско­мо­ро­хи – гу­сель­ни­ки, гу­сель­щи­ки, гуд­цы. Ос­но­ва тра­диц. ре­пер­туа­ра – пля­со­вые наи­гры­ши и наи­гры­ши «под пес­ни». Пред­по­ло­житель­но в про­шлом иг­ра на Г. со­про­вож­да­ла ис­пол­не­ние эпо­са. В 16–17 вв. гу­сель­ни­ки на­ря­ду с др. му­зы­кан­та­ми со­дер­жа­лись в го­су­да­ре­вой По­теш­ной па­ла­те. Го­не­ния на ско­мо­ро­хов (сер. 17 в.) при­ве­ли к по­сте­пен­но­му ис­чез­но­ве­нию гу­сель­ной тра­ди­ции в Центр. Рос­сии. До кон. 20 в. кры­ло­вид­ные Г. со­хра­ни­лись лишь ло­каль­но в Псков­ской и Нов­го­род­ской об­лас­тях, шле­мо­вид­ные – у на­ро­дов По­вол­жья.

Гусли крыловидные.

В 18–19 вв. в го­род­ском и по­ме­щичь­ем бы­ту ис­поль­зо­ва­лись т. н. пря­мо­уголь­ные, или сто­ло­об­раз­ные, Г. с пе­ву­чим про­тя­жён­ным зву­ком, диа­то­ни­че­ской, а за­тем и хро­ма­ти­че­ской на­строй­кой – свое­об­раз­ный ана­лог зап.-ев­роп. кла­виш­ных ин­ст­ру­мен­тов. С кон. 19 в. по ини­циа­ти­ве В. В. Ан­д­рее­ва, Н. И. При­ва­ло­ва и др. пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки усо­вер­шен­ст­во­ва­ния раз­ных ви­дов Г., бы­ли скон­ст­руи­ро­ва­ны т. н. звон­ча­тые Г. (со­вме­ща­ют при­зна­ки кры­ло­вид­ных и шле­мо­вид­ных) и кла­виш­ные Г. (на ос­но­ве пря­мо­уголь­ных). Все они в раз­ное вре­мя бы­ли вве­де­ны в со­став Ве­ли­ко­рус­ско­го ор­ке­ст­ра и про­дол­жа­ют ис­поль­зо­вать­ся в кон­церт­ной прак­ти­ке гус­ля­ров (пре­им. в ан­самб­лях и ор­ке­ст­рах рус. нар. ин­ст­ру­мен­тов).

Лит.: Со­ко­лов Ф. Гус­ли звон­ча­тые. М., 1959; Верт­ков К. Рус­ские на­род­ные му­зы­каль­ные ин­ст­ру­мен­ты. Л., 1975; По­вет­кин В. И. Нов­го­род­ские гус­ли и гуд­ки // Нов­го­род­ский сбор­ник. М., 1982; Ба­нин А. Очерк ис­то­рии рус­ской ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­каль­ной куль­ту­ры бес­пись­мен­ной тра­ди­ции // Му­зы­каль­ная фольк­ло­ри­сти­ка. М., 1986. Вып. 3.

Вернуться к началу