Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОЕ́ННО-РЕВОЛЮЦИО́ННЫЕ КОМИТЕ́ТЫ

Авторы: Л. Г. Новикова

ВОЕ́ННО-РЕВОЛЮЦИО́ННЫЕ КО­МИ­ТЕ́ТЫ (ВРК), бое­вые ор­га­ны, соз­да­вав­шие­ся мест­ны­ми со­ве­та­ми или ор­г-­ция­ми РСДРП(б) с окт. 1917 для воо­руж. за­хва­та вла­сти; по­сле Окт. ре­во­лю­ции – чрез­вы­чай­ные ор­га­ны сов. вла­сти. В ВРК бы­ли пред­став­ле­ны гл. обр. боль­ше­ви­ки, вхо­ди­ли так­же ле­вые эсе­ры, ино­гда – пред­ста­ви­те­ли др. ра­ди­каль­ных пар­тий. Наи­бо­лее важ­ную роль сыг­ра­ли Пет­ро­град­ский во­ен­но-ре­во­лю­ци­онный ко­ми­тет [12(25).10 – 5(18).12.1917; ор­га­ни­зо­вал вос­ста­ние в Пет­ро­гра­де] и Моск. ВРК [25.10(7.11) – 14(27).11.1917]. К вес­не 1918 об­ра­зо­ва­но ок. 600 ВРК (чис­ло их чле­нов ко­ле­ба­лось от 3–5 до 40 и бо­лее чел.). Не­ко­то­рые из них пер­во­на­чаль­но име­ли др. на­зва­ния, напр. Штаб ре­во­люц. ор­га­ни­за­ций – в Ива­но­во-Воз­не­сен­ске, Ор­ган дей­ст­вия – в Во­ро­не­же. ВРК со­стоя­ли из пред­ста­ви­те­лей со­ве­тов, упол­но­мо­чен­ных от проф­сою­зов, гар­ни­зо­нов, не­ред­ко – от земств и гор. дум и др. Су­ще­ст­во­ва­ли гу­берн­ские, гор., рай­он­ные, уезд­ные, во­ло­ст­ные и сель­ские, в ар­мии – фрон­то­вые, ар­мей­ские, кор­пус­ные, ди­ви­зи­он­ные и пол­ко­вые ВРК. Они дей­ст­во­ва­ли че­рез собств. ко­мис­са­ров, на­прав­ляе­мых в разл. гос. уч­ре­ж­де­ния, ор­га­ни­за­ции и во­ин­ские час­ти. Ко­ор­ди­ни­ро­ва­ли свою дея­тель­ность с Пет­рогр. ВРК (до дек. 1917) и с СНК, от ко­то­рых по­лу­ча­ли во­ен. и фи­нан­со­вую под­держ­ку. ВРК ус­та­нав­ли­ва­ли кон­троль за транс­пор­том, свя­зью, про­до­вольств. снаб­же­ни­ем, шта­ба­ми во­ин­ских гар­ни­зо­нов; в ар­мии осу­ще­ст­в­ля­ли над­зор за дей­ст­вия­ми ко­ман­до­ва­ния, ино­гда объ­яв­ля­ли пе­ре­ми­рия на уча­ст­ках фрон­тов 1-й ми­ро­вой вой­ны, явоч­ным по­ряд­ком про­во­ди­ли де­мо­би­ли­за­цию час­тей; по­сле ус­та­нов­ле­ния сов. вла­сти в Пет­рогра­де до соз­да­ния чрез­вы­чай­ных ко­мис­сий вы­пол­ня­ли ре­прес­сив­ные функ­ции, уча­ст­во­ва­ли в на­цио­на­ли­за­ции пред­при­ятий, свои­ми ре­ше­ния­ми за­кры­ва­ли «контр­ре­во­лю­ци­он­ные» пе­чат­ные из­да­ния и пр. К вес­не 1918, ко­гда в со­ве­тах ус­та­но­ви­лось пре­об­ла­да­ние боль­ше­ви­ков, б. ч. ВРК пе­ре­да­ла со­ве­там свои функ­ции.

Вновь ВРК (ча­ще на­зы­ва­лись ре­во­люц. ко­ми­те­та­ми или рев­ко­ма­ми) ста­ли соз­да­вать­ся с сер. 1918 (с на­ча­лом ак­тив­ных бое­вых дей­ст­вий на фрон­тах Гражд. вой­ны 1917–22) в со­от­вет­ст­вии с рас­по­ря­же­ния­ми Со­ве­та ра­бо­чей и кре­сть­ян­ской обо­ро­ны, со­ве­тов, ор­га­ни­за­ций ВКП(б) и рев­во­ен­со­ве­тов. Окон­ча­тель­но струк­ту­ра и функ­ции рев­ко­мов за­кре­п­ле­ны по­ло­же­ни­ем ВЦИК от 24.10.1919. В Ев­роп. час­ти РСФСР к кон. 1919 они су­ще­ст­во­ва­ли в 33 гу­бер­ни­ях. В приф­рон­то­вой по­ло­се дей­ст­во­ва­ли на­ря­ду с со­ве­та­ми (соз­да­ва­лись на ос­но­ве их ис­пол­ко­мов), за­ни­ма­лись мо­би­ли­за­ци­ей, ох­ра­ной по­ряд­ка и со­дей­ст­ви­ем РККА. Под­поль­ные рев­ко­мы на тер­ри­то­ри­ях, за­ня­тых си­ла­ми Бе­лых ар­мий, на­цио­на­ли­стич. се­па­ра­ти­ст­ских дви­же­ний на Ук­раи­не, Кав­ка­зе и др., соз­да­ва­ли пар­ти­зан­ские от­ря­ды, за­ни­ма­лись ор­га­ни­за­ци­ей вос­ста­ний и аги­та­ци­ей. В ме­ст­но­стях, за­ня­тых РККА, вы­пол­ня­ли функ­ции вла­сти до соз­да­ния со­ве­тов. Т. н. рев­ко­мы ты­ла дей­ст­во­ва­ли в тех рай­онах РСФСР и дру­гих сов. гос. об­ра­зо­ва­ний, где су­ще­ст­во­ва­ла ве­ро­ят­ность ан­ти­боль­ше­ви­ст­ских вы­сту­п­ле­ний, яв­ля­лись во­ен. ор­га­на­ми ме­ст­ных ис­пол­ко­мов со­ве­тов. По сфе­ре дей­ст­вия рев­ко­мы под­раз­де­ля­лись на рес­пуб­ли­кан­ские [Бе­ло­рус­ский (но­яб. 1918 – дек. 1920), Баш­кир­ский (март 1919 – июль 1920), Все­ук­ра­ин­ский (дек. 1919 – февр. 1920), Азер­бай­джан­ский (апр. 1920 – май 1921), Ар­мян­ский (но­яб. 1920 – май 1921) и др.], об­ла­ст­ные, ко­то­рые уп­рав­ля­ли не­сколь­ки­ми гу­бер­ния­ми (напр., Си­бир­ский, 1919–25), гу­берн­ские, уезд­ные, ок­руж­ные, рай­он­ные, гор., во­лост­ные и сель­ские. Б. ч. гу­берн­ских и уезд­ных рев­ко­мов уп­разд­не­на по­ста­нов­ле­ни­ем Со­ве­та ра­бо­чей и кре­сть­ян­ской обо­ро­ны от 2.1.1920. Про­дол­жа­ли дей­ст­во­вать в Ар­хан­гель­ской губ., Ав­то­ном­ной об­лас­ти нем­цев По­вол­жья, на Ку­ба­ни, в Да­ге­ста­не, в кон. 1920 – нач. 1921 – в Гру­зии и др. В Тур­ке­ста­не и не­ко­то­рых рай­онах Даль­не­го Вос­то­ка, а так­же на Сев. Кав­ка­зе рев­ко­мы со­хра­ня­лись до 1924–28. Все­го в 1918–21 дей­ст­во­ва­ло св. 30 тыс. рев­ко­мов.

Лит.: Мо­с­ков­ский во­ен­но-ре­во­лю­ци­он­ный ко­ми­тет. [До­ку­мен­ты]. Ок­тябрь – но­ябрь 1917 г. / Сост. В. А. Кон­д­рать­ев. М., 1968; Во­ен­но-ре­во­лю­ци­он­ные ко­ми­те­ты дей­ст­вую­щей ар­мии, 25 ок­тяб­ря 1917 г. – март 1918 г. [Сб. до­ку­мен­тов] / Сост. Е. П. Во­ро­нин и др. М., 1977; Цып­ки­на Р. Г. Во­ен­но-ре­во­лю­ци­он­ные ко­ми­те­ты в Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции. М., 1980; Бу­гай Н. Ф. Чрез­вы­чай­ные ор­га­ны Со­вет­ской вла­сти: рев­ко­мы 1918–1921. М., 1990.

Вернуться к началу