Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОДОВО́ЗОВЫ

В. И. Водовозов

ВОДОВО́ЗОВЫ, рос. пе­да­го­ги. Ва­си­лий Ива­но­вич [27.9(9.10).1825–17(29).5.1886], окон­чил ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-т С.-Пе­терб. ун-та (1847). В 1847–68 пре­по­да­вал в разл. учеб­ных за­ве­де­ни­ях (в 1860–62 – в Смоль­ном ин-те бла­го­род­ных де­виц). В 1861–62 ру­ко­во­дил ор­гани­зо­ван­ной им вос­крес­ной жен­ской шко­лой при 1-й с.-пе­терб. гим­на­зии. В 1860-е гг. вы­сту­пил с кри­ти­кой сис­те­мы нар. об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии (в т. ч. клас­сич. гим­на­зий), её ре­фор­му свя­зы­вал с ос­вое­ни­ем «ре­аль­но­го» ме­то­да обу­че­ния (сво­бод­ное ис­сле­до­ва­ние, стро­гая по­сле­до­ва­тель­ность в рас­смот­ре­нии ма­те­риа­ла, ин­дук­тив­ные приё­мы ана­ли­за) и от­ка­зом от ав­то­ри­тариз­ма в вос­пи­тат. от­но­ше­ни­ях. При­да­вал осо­бое зна­че­ние сель­ской шко­ле, счи­тал, что для бла­го­твор­но­го влия­ния на кре­сть­ян учи­тель дол­жен ов­ла­деть аг­ро­но­ми­ей, вес­ти собств. об­раз­цо­вое хо­зяй­ст­во, раз­би­рать­ся в ме­ди­ци­не и тех­но­ло­гии ме­ст­ных про­мы­слов. В 1866 от­стра­нён от пре­по­да­ва­ния. Ав­тор по­пу­ляр­но­го ме­то­дич. по­со­бия для учи­те­лей «Сло­вес­ность в об­раз­цах и раз­бо­рах...» (1868; 6-е изд., 1905), а так­же «Кни­ги для пер­во­на­чаль­но­го чте­ния в на­род­ных шко­лах» (ч. 1–2, 1871–78; 20-е изд., 1896) и «Рас­ска­зов из рус­ской ис­то­рии» (вып. 1–2, 1861–64; 13-е изд., 1911). Для обу­че­ния взрос­лых со­ста­вил «Эле­мен­тар­ные рас­ска­зы из фи­зи­ки и хи­мии» (1873), «Рус­ские сказ­ки в сти­хах» (1883). Пе­ре­во­ды сти­хотв. про­из­ве­де­ний, сде­лан­ные В. И. Во­до­во­зо­вым, и его собств. сти­хи из­да­ны в 1888, из­бран­ные пе­да­го­гич. со­чи­не­ния – в 1953, 1958 и 1986.

Его же­на (с 1862), Ели­за­ве­та Ни­ко­ла­ев­на (уро­ж­дён­ная Цев­лов­ская) [5 (17).8.1844–23.3.1923], окон­чи­ла Смоль­ный ин-т бла­го­род­ных де­виц (1862). В кн. «Ум­ст­вен­ное и нрав­ст­вен­ное вос­пи­та­ние де­тей от пер­во­го про­яв­ле­ния соз­на­ния до школь­но­го воз­рас­та» (1871; 7-е изд., 1913) пред­ста­ви­ла кон­цеп­цию до­шко­ль­но­го вос­пи­та­ния, пре­ду­смат­ри­вав­шую ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние рус. нар. пе­сен, ска­зок и игр (опи­ра­лась на идеи К. Д. Ушин­ско­го и Ф. Фре­бе­ля). Ав­тор по­пу­ляр­ных книг для де­тей и юно­ше­ст­ва: «Из рус­ской жиз­ни и при­ро­ды» (ч. 1–2, 1871–72; 8-е изд., 1905), «На от­дых» (1880), «Жизнь ев­ро­пей­ских на­ро­дов» (т. 1–3, 1875–83; 3-е изд., 1881–1903). На­пи­са­ла так­же отд. ме­муар­ные очер­ки (о В. И. Во­до­во­зо­ве, В. И. Се­мев­ском, за ко­то­ро­го вы­шла за­муж в 1888, и В. А. Слеп­цо­ве) и вос­по­ми­на­ния «На за­ре жиз­ни» (1911, не­од­но­крат­но пе­ре­из­да­ва­лись, в пе­ре­ра­бо­тан­ном для де­тей ви­де – под назв. «Ис­то­рия од­но­го дет­ст­ва», 1939; пе­ре­из­да­ние, 1992). С 1875 за­ни­ма­лась из­да­тель­ской дея­тель­но­стью. Дом Е. Н. Во­до­во­зо­вой в 1870–1910-х гг. был од­ним из цен­тров об­ществ. жиз­ни С.-Пе­тер­бур­га, её «втор­ни­ки» по­се­ща­ли П. Л. Лав­ров, Н. К. Ми­хай­лов­ский, В. Н. Фиг­нер и др. пред­ста­ви­те­ли на­род­ни­че­ской ин­тел­ли­ген­ции.

Её сын от 1-го бра­ка, Ва­си­лий Ва­силь­е­вич [22.12.1864 (3.1.1865)–7.10.1933], пуб­ли­цист, чл. центр. ко­ми­те­тов Тру­до­вой груп­пы и Тру­до­вой на­род­но-со­циа­ли­стич. пар­тии.

Лит.: Се­мев­ский В. И. В. И. Во­до­во­зов. СПб., 1888; Фро­ло­ва О. А. Е. Н. Во­до­во­зо­ва о вос­пи­та­нии де­тей до­шко­ль­но­го воз­рас­та. М., 1949; Аран­ский В. С. Пе­да­го­ги­че­ская дея­тель­ность и пе­да­го­ги­че­ские взгля­ды В. И. Во­до­во­зо­ва. М., 1953; Люб­лин­ский С. Б. Под­виж­ни­ки кни­ги. М., 1988.

Вернуться к началу