Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕ́ДЬМА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 697

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ВЕ́ДЬМА (от др.-рус. «ведь» – зна­ние), в ев­роп. тра­ди­ции – жен­щи­на, за­ни­маю­щая­ся кол­дов­ст­вом. По по­верь­ям, жен­щи­на ста­но­ви­лась В., ко­гда в неё все­лял­ся (по её же­ла­нию или про­тив во­ли) злой дух (дья­вол, ду­ша умер­ше­го). Ве­дов­ская си­ла мог­ла быть при­об­ре­те­на так­же по на­след­ст­ву (от ма­те­ри-В., как дар от уми­раю­щей В.: счи­та­лось, что В. не мо­жет уме­реть, по­ка не пе­ре­даст сво­его зна­ния), вслед­ст­вие по­ло­вой свя­зи и за­клю­че­ния до­го­во­ра с дья­во­лом. В. при­пи­сы­ва­лись обо­рот­ни­че­ст­во, уме­ние ле­тать, на­во­дить пор­чу на лю­дей и скот, вы­зы­вать за­су­ху, мор и т. п. По­ла­га­ли, что В. не тонут в во­де (для рас­по­зна­ния В. за­го­ня­ли в во­ду). Осо­бен­но опас­ны­ми В. счи­та­лись в пол­но­лу­ние и но­во­лу­ние, в пе­рио­ды ка­лендар­ных празд­ни­ков. Су­щест­во­ва­ли пред­став­ле­ния о том, что раз в го­ду В. сле­та­ют­ся на ша­баш (см. Валь­пур­гие­ва ночь). До эпо­хи раз­ви­то­го Сред­не­ве­ко­вья в Зап. Ев­ро­пе ве­ра в В. рас­це­ни­ва­лась как вред­ное суе­ве­рие, но с 13–15 вв. ка­то­лич. цер­ковь при­ни­ма­ет нар. пред­став­ле­ния о В. В 1484 бы­ла из­да­на пап­ская бул­ла «Summis de­siderantes», про­воз­гла­сив­шая не­ве­рие в су­ще­ст­во­вание В. ере­сью. С ру­бе­жа 15–16 вв. на­чи­на­ют­ся мас­со­вые пре­сле­до­ва­ния В. (см. Ве­дов­ские про­цес­сы).

Лит.: Го­па­чен­ко АН. Ис­то­рия ин­кви­зи­ции. Сред­не­ве­ко­вые про­цес­сы о ведь­мах. М., 2001; Эн­цик­ло­пе­дия кол­дов­ст­ва и де­мо­но­ло­гии. М., 2005 (библ.).

Вернуться к началу