Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАСИЛИА́НЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 625-626

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. К

ВАСИЛИА́НЕ, ба­зи­лиа­не (лат. basiliani), об­щее на­зва­ние для ря­да ка­то­лич. (пре­им. уни­ат­ских) мо­на­ше­ских ор­де­нов ви­зан­тий­ско­го об­ря­да, сле­дую­щих об­ще­жи­тель­но­му ус­та­ву Ва­си­лия Ве­ли­ко­го. Од­но из при­ори­тет­ных на­прав­ле­ний дея­тель­но­сти В. – раз­ви­тие от­но­ше­ний с вост. хри­сти­ан­ст­вом.

В сред­ние ве­ка «В.» на­зы­ва­ли всех вост. мо­на­хов, ко­то­рые ру­ко­во­дство­ва­лись ус­та­вом Ва­си­лия Ве­ли­ко­го. В 13 в. в пап­ской кан­це­ля­рии во­шло в упот­реб­ле­ние вы­ра­же­ние «Ordo Sancti Basilii», ко­то­рым обо­зна­ча­ли греч. мо­на­сты­ри Юж. Ита­лии и Си­ци­лии, по­пав­шие в пе­ри­од нор­манн­ско­го втор­же­ния в сфе­ру влия­ния Ри­ма. В даль­ней­шем на За­па­де тер­ми­ны «В.» или «ва­си­ли­ан­ский ор­ден» ис­поль­зо­ва­лись для обо­зна­че­ния мо­на­хов пра­во­слав­но­го Вос­то­ка, не­смот­ря на от­сут­ст­вие ор­ден­ских ор­га­ни­за­ций в вост. мо­на­ше­ст­ве. В нач. 21 в. Рим­ско-ка­то­лич. цер­ко­вью при­зна­ны Ва­си­ли­ан­ский ор­ден Ита­лии (Грот­та­фер­ра­та), Ва­си­ли­ан­ский ор­ден св. Ио­са­фа­та, Ва­си­ли­ан­ский ор­ден мель­ки­тов Св. Спа­си­те­ля, Ва­си­ли­ан­ский ор­ден мель­ки­тов св. Ио­ан­на Кре­сти­те­ля (шу­вай­ри­ты) и Ва­си­ли­ан­ский ор­ден мель­ки­тов из Алеп­по (Ха­леб).

Ис­то­рия Ва­си­ли­ан­ско­го ор­де­на Ита­лии (Грот­та­фер­ра­та) (лат. Ordo Ba­si­lia­nus Italiae, seu Cryptoferratensis) вос­хо­дит к 1004, ко­гда св. Нил Млад­ший Рос­сан­ский ос­но­вал мон. Бо­го­ро­ди­цы Грот­та­фер­рат­ской не­да­ле­ко от Ри­ма. При Вис­са­рио­не Ни­кей­ском, став­шем кар­ди­на­лом-про­тек­то­ром итал. В., бы­ли уч­ре­ж­де­ны три ор­ден­ские про­вин­ции (Си­ци­лия, Ка­лаб­рия, Апу­лия). В Ита­лии боль­шин­ст­во мо­на­сты­рей В. бы­ло за­кры­то по­сле 1784, в Ис­па­нии – по­сле 1855. В 1-й тре­ти 20 в. ор­ден был ре­фор­ми­рован; в нач. 21 в. ему при­над­ле­жат 2 мо­на­сты­ря. Цен­тром ор­де­на яв­ля­ет­ся мон. Грот­та­фер­ра­та со ста­ту­сом эк­зар­халь­но­го мо­на­сты­ря (с 1937).

Ва­си­ли­ан­ский ор­ден св. Ио­са­фа­та (лат. Ordo Basilianus Sancti Josaphat) в уни­ат­ской церк­ви соз­дан в нач. 17 в. По­сле ре­фор­ми­ро­ва­ния ор­ден пре­вра­тил­ся в «ие­зу­ит­ский вос­точ­но­го об­ря­да», имел муж­ские и жен­ские оби­те­ли в Ве­ли­ком кня­же­ст­ве Ли­тов­ском (36 мо­на­сты­рей) и в Юго-За­пад­ной Ру­си (5 мо­на­сты­рей). Во 2-й пол. 18 в. влия­ние В. в Ре­чи По­спо­ли­той за­мет­но воз­рос­ло, но по­сле раз­де­лов Поль­ши ор­ден, вра­ж­деб­ный по от­но­ше­нию к пра­во­сла­вию и Рос­сии, стал ут­ра­чи­вать преж­ние пра­ва. В., про­ис­хо­див­шие из польск. зна­ти, при­ня­ли уча­стие в вос­ста­нии под рук. Т. Кос­тюш­ко. При имп. Алек­сан­д­ре I бы­ло ре­ше­но рас­пус­тить ор­ден. В го­ды прав­ле­ния имп. Ни­ко­лая I бы­ли при­ня­ты ме­ры для пре­се­че­ния дея­тель­но­сти В., осо­бен­но – по­сле Польск. вос­ста­ния 1830–31, в ко­то­ром они при­ня­ли ак­тив­ное уча­стие. Ор­ден пре­кра­тил су­ще­ст­во­ва­ние в Рос­сии к 1839. На тер­ри­то­рии Ав­ст­рий­ской им­пе­рии иму­ще­ст­ва В. бы­ли се­куля­ри­зи­ро­ва­ны при имп. Ио­си­фе II. Внутр. ре­фор­мы ор­де­на 1882–1905 при­ве­ли к уси­ле­нию лат. влия­ния при ос­лаб­ле­нии уни­ат­ской со­став­ляю­щей, что за­ста­ви­ло мно­гих не удов­ле­тво­рён­ных пре­об­ра­зо­ва­ния­ми чле­нов ор­де­на пе­ре­не­сти свою дея­тель­ность в др. стра­ны Ев­ро­пы и в Аме­ри­ку. Мо­на­сты­ри В. на Зап. Ук­раи­не по­сле её вклю­че­ния в со­став СССР бы­ли за­кры­ты, в пе­ри­од окку­па­ции Га­ли­ции нем. вой­ска­ми – вос­ста­нов­ле­ны. В. со­труд­ни­ча­ли с ок­ку­паци­он­ны­ми вла­стя­ми, из-за че­го в по­сле­во­ен­ный пе­ри­од под­вер­га­лись ре­прес­си­ям. Во 2-й пол. 20 в. в стра­нах Вост. Ев­ро­пы, кро­ме Поль­ши и Юго­сла­вии, оби­те­ли В. бы­ли за­кры­ты; с кон. 1980-х гг. на­ча­лось вос­ста­нов­ле­ние ста­рых и соз­да­ние но­вых мо­на­сты­рей (в осо­бен­но­сти на Зап. Ук­раи­не по­сле ле­га­ли­за­ции в 1989 Ук­ра­ин­ской гре­ко-ка­то­лич. церк­ви). В кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. на­чал­ся ак­тив­ный про­цесс вос­соз­да­ния ва­си­ли­ан­ских мо­на­сты­рей в Сло­ва­кии, Че­хии, Ру­мы­нии, Венг­рии, Лат­вии, Лит­ве. На Вост. Ук­раи­не ва­си­ли­ан­ские оби­те­ли воз­ро­ж­да­ют­ся уси­лия­ми В. – вы­ход­цев с Зап. Ук­раи­ны. В нач. 21 в. ор­де­ну при­над­ле­жат бо­лее 90 муж­ских и ок. 80 жен­ских мо­на­сты­рей с бо­лее чем 1200 мо­наше­ст­вую­щи­ми, в т. ч. в Сло­ва­кии, Румы­нии, Ук­раи­не, Венг­рии – ок. 30 мо­на­сты­рей и бо­лее 30 ре­зи­ден­ций; в Ка­на­де, США, Бра­зи­лии, Ар­ген­ти­не – бо­лее 30 мо­на­сты­рей.

Ва­си­ли­ан­ский ор­ден мель­ки­тов Св. Спа­си­те­ля (лат. Ordo Basilianus San­c­tissimi Salvatoris Melkitarum) ос­но­ван в 1684 митр. Тир­ским и Си­донским Ев­фи­ми­ем Сай­фи; в 1717 ут­вер­ждён па­пой Рим­ским Кли­мен­том XI (1700–21). Оби­те­ли ор­де­на рас­по­ло­же­ны в Ли­ва­не, Па­ле­сти­не, Егип­те, Си­рии. Гл. ре­зи­ден­ция ор­де­на – Сай­да (Ли­ван). В нач. 21 в. ор­де­ну при­над­ле­жат ок. 17 мо­на­сты­рей.

Ва­си­ли­ан­ский ор­ден мель­ки­тов св. Ио­ан­на Кре­сти­те­ля (шу­вай­ри­ты) [лат. Ordo Basilianus Sancti Johannis Bap­tis­tae Melkitarum (Soaritarum)], ос­но­ван в кон. 17 в. или нач. 18 в.; в 1757 ут­вер­ждён па­пой Рим­ским Бе­не­дик­том XIV (1740–58). В нач. 21 в. ор­ден име­ет 6 мо­на­сты­рей. С 1732 су­ще­ст­ву­ет кон­гре­га­ция ва­си­лиа­нок-шу­вай­ри­ток (в нач. 21 в. бо­лее 20 оби­те­лей). Гл. ре­зи­ден­ция ор­де­на – мон. Св. Ио­ан­на Кре­сти­те­ля в пос. Эш-Шу­вайр.

Ва­си­ли­ан­ский ор­ден мель­ки­тов из Алеп­по (Ха­леб) (лат. Ordo Basilianus Aleppensis Melkitarum), в 1829 от­де­лил­ся от шу­вай­ри­тов; в 1832 ут­вер­ждён па­пой Рим­ским Гри­го­ри­ем XVI (1831–46); в нач. 21 в. дея­тель­ность ор­де­на свя­за­на пре­им. с Егип­том и Су­да­ном; име­ет 2 мо­на­сты­ря. Жен­ские мо­на­сты­ри ор­дена поя­ви­лись в 1830; в нач. 21 в. – 11 мо­на­сты­рей.

Лит.: Вав­рик М. До iс­то­рiї Ва­си­ли­ан­ських ка­пi­тул в Га­ли­чи­нi XVII–XX ст. Рим, 1979; Filangeri C. Monasteri basiliani di Sicilia. Messina, 1979; Scaduto M. Il monachesimo basiliano nella Sicilia medioevale: Rinascità e decadenza, sec. XI–XIV. 2 ed. Roma, 1982; Но­виц­кая-Ежо­ва А. Ор­ден ба­зи­ли­ан и его куль­тур­но-про­све­ти­тель­ская дея­тель­ность на ук­ра­ин­ско-бе­ло­рус­ско-ли­тов­ских зем­лях Ре­чи Пос­по­ли­той // Сла­вя­но­ве­де­ние. 1996. № 2.

Вернуться к началу