Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАН ДЕЙК

Авторы: Т. П. Каптерева
А. ван Дейк. Автопортрет. Ок. 1622–23. Эрмитаж (С.-Петербург).

ВАН ДЕЙК (van Dijck, van Dyck) Антон (Ан­то­нис) (22.3.1599, Ан­твер­пен – 9.12.1641, Лон­дон), флам. жи­во­пи­сец и ри­со­валь­щик. Обу­чал­ся у ан­твер­пен­ско­го жи­во­пис­ца Х. ван Ба­ле­на [1609–15(?)]. В 1618 при­нят в гиль­дию Св. Лу­ки. Ре­шаю­щую роль в фор­ми­ро­ва­нии твор­че­ст­ва В. Д. сыг­рал П. П. Ру­бенс, по­мощ­ни­ком ко­то­ро­го он ра­бо­тал в 1618–20. Про­из­ве­де­ния мо­ло­до­го ху­дож­ни­ка, не­ред­ко вдох­нов­лён­ные Ру­бен­сом, от­ли­ча­лись тё­п­лой кра­соч­ной гам­мой с бес­по­кой­ны­ми кон­тра­ста­ми све­та и те­ни, те­ку­че­стью мер­цаю­щих маз­ков, ин­ди­ви­ду­аль­ной вы­ра­зи­тель­но­стью пер­со­на­жей («Не­се­ние кре­ста», ок. 1617–18; «Ко­ро­но­ва­ние Хри­ста тер­ни­ем», ок. 1620; «Св. Мар­тин и ни­щий», ок. 1620–21, и др.); мн. из этих кар­тин су­ще­ст­ву­ют в не­сколь­ких ва­ри­ан­тах, что сви­де­тель­ст­во­ва­ло о по­вы­шен­ном спро­се у за­каз­чи­ков и вы­со­кой из­вест­нос­ти мас­те­ра.

Один из соз­да­те­лей па­рад­но­го ари­сто­кра­тич. порт­ре­та эпо­хи ба­рок­ко, В. Д. стре­мил­ся во­пло­тить утон­чён­ный иде­ал лич­но­сти, как бы при­под­ня­той над по­все­днев­но­стью и вме­сте с тем на­де­лён­ной чер­та­ми жи­вой ха­рак­тер­но­сти. Ран­ние его порт­ре­ты 1-го ан­твер­пен­ско­го пе­рио­да (до 1621) сво­ей стро­гой про­сто­той и ма­не­рой пись­ма, соз­даю­щей глад­кую эма­ле­вую по­верх­ность, свя­за­ны с тра­ди­ция­ми флам. жи­во­пи­си: К. ван дер Гес­та, дру­га и за­каз­чи­ка П. П. Ру­бен­са (ок. 1620, Нац. га­ле­рея, Лон­дон), жи­во­пис­ца Ф. Сней­дер­са и его же­ны (Со­б­ра­ние Фрик, Нью-Йорк), Иза­бел­лы Брант, же­ны Ру­бен­са (ок. 1620–21, Нац. га­ле­рея, Ва­шинг­тон), «Се­мей­ный порт­рет» (1621, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург). Во вре­мя пер­вой по­езд­ки в Анг­лию (кон. 1620 – нач. 1621) В. Д. смог по­зна­ко­мить­ся при дво­ре Яко­ва I с со­б­ра­ни­ем кар­тин мас­те­ров итал. Воз­ро­ж­де­ния. По­се­тив Ита­лию в 1621–27 (Ге­нуя, Рим, Ве­не­ция, Ми­лан, Па­лер­мо), он изу­чал итал. жи­во­пись, ис­пол­нял за­ри­сов­ки с на­ту­ры и за­каз­ные ра­бо­ты. В порт­ре­те учё­но­го и ди­пло­ма­та кар­ди­на­ла Г. Бен­ти­во­льо (ок. 1623, Па­лац­цо Пит­ти, Фло­рен­ция) ре­пре­зен­та­тив­ность со­че­та­ет­ся с глу­бо­ким пси­хо­ло­гиз­мом. По­се­лив­шись в Ге­нуе, В. Д. соз­дал ряд эф­фект­ных об­ста­но­воч­ных порт­ре­тов-кар­тин, в ко­то­рых мо­де­ли изо­бра­же­ны на фо­не дра­пи­ро­вок или ко­лон­над рос­кош­ных ге­нуэз­ских двор­цов: мар­ки­зы Еле­ны Гри­маль­ди Кат­та­нео (1623, Нац. га­ле­рея, Ва­шинг­тон), юной мар­ки­зы Баль­би, чей об­лик от­ме­чен пе­ча­тью осо­бо ра­фи­ни­ро­ван­ной кра­со­ты (1621–22, там же), и др.

Во 2-й ан­твер­пен­ский пе­ри­од (1627–1632) В. Д. ста­но­вит­ся при­двор­ным жи­во­пис­цем исп. на­ме­ст­ни­цы Иза­бел­лы. Вы­пол­нен­ные им ал­тар­ные кар­ти­ны и про­из­ве­де­ния на ми­фо­ло­гич. сю­же­ты со­че­та­ют тра­ди­ции П. П. Ру­бен­са и влия­ние Ти­циа­на. Ка­но­ны ба­роч­ной ком­по­зи­ции ино­гда от­сту­па­ют пе­ред об­раз­ами ли­рич. пла­на («От­дых на пу­ти в Еги­пет», ок. 1630, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен). Од­на­ко в зре­лом твор­че­ст­ве В. Д. по-преж­не­му гос­под­ству­ют па­рад­ные порт­ре­ты: эрц­гер­цо­ги­ни Иза­бел­лы (ок. 1628, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на), фельд­мар­ша­ла Хен­д­ри­ка ван дер Бер­га (ок. 1632, Пра­до, Мад­рид), са­нов­ни­ков и бюр­ге­ров, пол­ные ес­теств. жиз­нен­но­сти из­об­ра­же­ния дру­зей – ху­дож­ни­ков и учё­ных (Яна ван ден Вау­ве­ра, ок. 1632, ГМИИ, и др.). Ав­то­порт­ре­ты В. Д. (Эр­ми­таж; Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен; Мет­ро­по­ли­тен-му­зей) соз­да­ют ро­ман­ти­зи­ро­ван­ный об­раз ху­дож­ни­ка, со­че­таю­ще­го ра­фи­ни­ро­ван­ность об­ли­ка, ар­ти­стизм и не­при­ну­ж­дён­ность. Раз­но­об­ра­зие ха­рак­те­ри­стик при­су­ще и офорт­ным порт­ре­там со­вре­мен­ни­ков, со­ста­вив­шим «Ико­но­гра­фию» (из­да­на в 1645–46; из 100 изо­бра­же­ний мас­те­ром соб­ст­вен­но­руч­но сде­ла­но 18, для ос­таль­ных он да­вал пред­ва­рит. эс­ки­зы).

А. ван Дейк. «Карл I на охоте». Ок. 1635. Лувр (Париж).

В 1632 мас­тер пе­ре­ехал в Анг­лию, где стал при­двор­ным ху­дож­ни­ком Кар­ла I (в том же го­ду) и был воз­ве­дён в ры­цар­ское дос­то­ин­ст­во. В. Д. не­од­но­крат­но порт­ре­ти­ро­вал ко­ро­ля («Карл I на охо­те», ок. 1635, Лувр, Па­риж) и его се­мью; га­ле­рея его порт­ре­тов ари­сто­кра­тии, в т. ч. груп­повых (Ф. Уор­то­на, 1632, Нац. га­ле­рея, Ва­шинг­тон; Дж. Диг­би и У. Рас­се­ла, ок. 1637, со­б­ра­ние Спен­сер, Ол­торп; се­мьи Фи­лип­па Гер­бер­та, гр. Пем­бру­ка, од­но­го из по­кро­ви­те­лей ху­дож­ни­ка, со­б­ра­ние гр. Пем­бру­ка в Уил­тон-Хау­се, и др.), вос­соз­да­ёт ат­мо­сфе­ру англ. дво­ра на­ка­ну­не бурж. ре­во­лю­ции, при­об­ре­тая зна­че­ние бес­цен­ных ис­то­рич. до­ку­мен­тов. Од­на­ко в не­ко­то­рых ра­бо­тах по­явля­ют­ся хо­лод­ная им­по­зант­ность, не­свой­ст­вен­ные ра­нее ху­дож­ни­ку внеш­няя де­ко­ра­тив­ность ком­по­зи­ции, ал­ле­го­рич. ус­лов­ность («Порт­рет ле­ди Диг­би, оли­це­тво­ряю­щей Бла­го­ра­зу­мие», Винд­зор­ский за­мок). За­гру­жен­ный за­ка­за­ми, В. Д. час­то пе­ре­до­ве­рял сво­им уче­ни­кам ис­пол­не­ние оде­ж­ды, рук, ак­сес­суа­ров, фо­на. Два­ж­ды (в 1634–35 и 1640) он при­ез­жал в Ан­твер­пен, где писал порт­ре­ты (но­во­го исп. на­ме­ст­ни­ка и др.), по­лу­чил от гиль­дии Св. Лу­ки зва­ние «по­чёт­но­го де­ка­на». В по­след­ние го­ды жиз­ни В. Д. пла­ни­ро­вал ис­пол­нить круп­но­мас­штаб­ные де­ко­ра­тив­ные ра­бо­ты – цикл шпа­лер для двор­ца Уайт­холл в Лон­до­не, рос­пи­си гл. га­лереи Лув­ра (для это­го по­се­тил Па­риж в 1640–41); за­вер­ше­ние по­сле смер­ти П. П. Ру­бен­са (1640) его боль­ших ис­то­рич. кар­тин для ко­ро­ля Фи­лип­па IV. Осу­ще­ст­в­ле­нию их по­ме­ша­ла ран­няя смерть ху­дож­ни­ка. Твор­че­ст­во В. Д. спо­соб­ст­во­ва­ло ста­нов­ле­нию нац. англ. шко­лы порт­рет­ной жи­во­пи­си и ока­за­ло боль­шое воз­дей­ст­вие на иск-во ев­роп. порт­ре­та 17–19 вв.

Лит.: Vey J. Van Dyck-Studien. Köln, 1958; Puyvelde L. van. Van Dyck. Brux., [1959]; Ван Дейк. Аль­бом / Авт.-сост. Н. И. Гри­цай. М., 1979; L’opera completa di Van Dyck. Mil., 1980. Vol. 1–2; Бра­ун К. Ван Дейк. М., 1989; Кап­те­ре­ва Т. П. Ван Дейк. М., 2004.

Вернуться к началу