Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЭ́КОН РОДЖЕР

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 468

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Шишков

БЭ́КОН (Bacon) Род­жер (ок. 1214, Ил­че­стер, граф­ст­во Со­мер­сет – 1292 или 1294, Окс­форд), англ. фи­ло­соф и ес­тест­во­испы­та­тель; «уди­ви­тель­ный док­тор» (doc­tor miralibis). Мо­нах-фран­цис­ка­нец; с кон. 1220-х гг. учил­ся в Окс­форд­ском и Па­риж­ском ун-тах, где впо­след­ст­вии пре­по­да­вал (с 1241 в Па­ри­же, с кон. 1240-х – нач. 1250-х гг. в Окс­фор­де). В 1257, ве­ро­ят­но, за ув­ле­че­ние ас­т­ро­ло­ги­ей и ал­хи­ми­ей, от­стра­нён от пре­по­да­ва­ния и за­то­чён в один из мо­насты­рей под Па­ри­жем. В 1270-х гг. в Окс­фор­де, где по ре­ше­нию ру­ко­во­д­ства фран­ци­скан­ско­го ор­де­на вновь был за­клю­чён в тюрь­му (1278); в 1292, не­за­дол­го до смер­ти, Б. по­лу­чил сво­бо­ду. Сре­ди гл. тру­дов Б. – на­пи­сан­ное по прось­бе па­пы Кли­мен­та IV эн­цик­ло­пе­дич. «Боль­шое со­чи­не­ние» («Opus majus»), а так­же «Ма­лое со­чи­не­ние» («Opus minus»), «Третье со­чи­не­ние» («Opus ter­tium»), «Ос­но­вы ма­те­ма­ти­ки» («Com­munia ma­thematica»), «Ос­но­вы ес­те­ст­во­зна­ния» («Communia naturalium»), ком­пен­дии по фи­ло­со­фии и тео­ло­гии, грам­ма­ти­ки греч. и евр. язы­ков и др.

Бу­ду­чи по­сле­до­ва­те­лем Ари­сто­те­ля и уче­ни­ком Ро­бер­та Грос­се­те­ста, Б. про­ти­во­пос­тав­лял бес­плод­ным, по его мне­нию, тео­ло­го-фи­лос. по­строе­ни­ям в ду­хе Алек­сан­д­ра Гэль­ско­го и Аль­бер­та Ве­ли­ко­го кон­крет­ные дос­ти­же­ния опыт­но­го ес­те­ст­во­зна­ния. Его «Opus majus» на­чи­на­ет­ся с рас­смот­ре­ния стоя­щих на пу­ти по­зна­ния че­ты­рёх пре­пят­ст­вий («язв»): до­ве­рия со­мни­тель­но­му ав­то­ри­те­ту, при­выч­ки к тра­диц. мне­нию, пред­рас­суд­ков тол­пы, стрем­ле­ния скрыть не­ве­же­ст­во под мас­кой все­зна­ния. Вы­де­ляя да­лее три ис­точ­ни­ка по­зна­ния: ве­ру в ав­то­ри­тет, рас­су­ж­де­ние и опыт, он счи­тал, что толь­ко по­сред­ст­вом опы­та ра­зум дос­ти­га­ет пол­но­го и ис­тин­но­го по­сти­же­ния яв­ле­ний и по­то­му «экс­пе­ри­мен­таль­ная нау­ка – вла­ды­чи­ца умо­зри­тель­ных на­ук». Опыт же раз­де­ля­ет­ся на внеш­ний – чув­ст­вен­ное по­зна­ние объ­ек­тов при­ро­ды и че­ло­ве­че­ско­го ис­кус­ст­ва и внут­рен­ний, ду­хов­ный – мис­тич. по­зна­ние ис­тин ве­ры в ак­те бо­же­ст­вен­ной ил­лю­ми­на­ции («оза­ре­ния»). Выс­шей фор­мой зна­ния яв­ля­ет­ся тео­ло­гия, а в ка­че­ст­ве его осн. «кор­ней» вы­сту­па­ют лин­гвис­ти­ка (аде­к­ват­ное вос­при­ятие тек­ста Пи­са­ния, про­из­ве­де­ний от­цов Церк­ви, трак­та­тов Ари­сто­те­ля и др. воз­мож­но лишь при ус­ло­вии зна­ния язы­ков), ма­те­ма­ти­ка, фи­зи­ка и мо­раль. При этом ма­те­ма­ти­ка, чьи ис­ти­ны яв­ля­ют­ся вро­ж­дён­ны­ми и об­ла­да­ют са­мо­оче­вид­ной дос­то­вер­но­стью, есть «вра­та и ключ» (porta et clavis) всех др. на­ук. В фи­зи­ке Б. уде­ля­ет осо­бое вни­ма­ние оп­ти­ке, или нау­ке о пер­спек­ти­ве, раз­ви­вая уче­ние о пе­ре­да­че не толь­ко све­то­вых, но во­об­ще всех ес­теств. воз­дей­ст­вий – ме­ха­нич., тем­пе­ра­тур­ных, зву­ко­вых, ас­т­ро­ло­гич. и т. д. – по­сред­ст­вом т. н. ум­но­же­ния ви­дов (multiplicatio specierum), т. е. про­цес­са рас­про­стра­не­ния си­лы дей­ст­вую­щей при­чи­ны, мыс­ли­мо­го по ана­ло­гии с са­мо­ум­но­же­ни­ем све­та. Дан­ные ас­т­ро­ло­гии так­же до­бы­ва­ют­ся по­сред­ст­вом эм­пи­рич. ис­сле­до­ва­ния и мо­гут быть опи­са­ны в ма­те­ма­тических тер­ми­нах: лу­чи­стое рас­про­стра­не­ние воз­дей­ст­вий пла­нет под­чи­ня­ет­ся за­ко­нам гео­мет­ри­ческой оп­ти­ки. В рам­ках сво­ей мо­раль­ной фи­ло­со­фии Б. пред­ла­га­ет про­ект ор­га­ни­за­ции бу­ду­ще­го го­су­дар­ст­ва (объ­е­ди­няю­ще­го в се­бе все ис­по­ве­дую­щие хри­сти­ан­ст­во на­ро­ды), ко­то­рое долж­но управ­лять­ся со­сло­ви­ем кли­ри­ков, «свя­щен­ни­ков зна­ния», вла­дею­щих дос­ти­же­ния­ми всех на­ук и воз­глав­ляе­мых па­пой Рим­ским.

Б. из­вес­тен так­же как кон­ст­рук­тор разл. при­бо­ров и ме­ха­низ­мов, воз­мож­ный изо­бре­та­тель по­ро­ха; осо­бую сла­ву при­нес­ли ему сме­лые до­гад­ки от­но­си­тель­но бу­ду­щих изо­бре­те­ний и от­кры­тий (идеи соз­да­ния под­зор­ной тру­бы, дом­кра­та, без­опор­но­го мос­та, са­мо­дви­жу­щих­ся по­во­зок и ко­раб­лей, ле­та­тель­но­го ап­па­ра­та, ап­па­ра­та для под­вод­но­го по­гру­же­ния, ис­кус­ст­вен­но син­те­зи­руе­мых ле­карств, взрыв­ча­тых ве­ществ, во­ен. за­жи­га­тель­ных стё­кол, га­зо­во­го ору­жия и др.), в си­лу че­го Б. при­об­рёл со вре­ме­нем ре­пу­та­цию ма­га и вол­шеб­ни­ка.

Соч.: Opus majus / Ed. J. H. Bridges. Oxf., 1897–1900. Vol. 1–3 (repr. 1964); Opera hacte­nus inedita / Ed. R. Steele e. a. Oxf., 1905–1940. Vol. 1–12; Compendium studii theolo­giae / Ed. T. S. Maloney. Leiden, 1988.

Лит.: Bridges J. H. The life and work of R. Bacon. L., 1914; Lutz E. R. Bacon’s contribution to knowledge. N. Y., 1936; Easton S. C. R. Bacon and his search for a Universal Scien­ce. Oxf., 1952; R. Bacon’s philosophy of nature / Ed. by D. C. Lindberg. Oxf., 1983.

Вернуться к началу