БЕ́ЛЬЦЫ
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕ́ЛЬЦЫ, Бэлць (Bălţi), город в Северной Молдавии; имеет статус муниципия. Население 145,8 тыс. чел. (2016), с учётом прилегающих населённых пунктов Бируинца, Пелиния, Рэдоая, Рэуцел, Сынжерей, Стурзовка и др. ок. 250 тыс. чел., в пределах агломерации ок. 650 тыс. чел. Расположен на границе Северо-Молдавской равнины и Чулукской возвышенности, на реке Реут, в месте впадения в неё реки Реуцел. Важнейший транспортный узел Северной Молдавии; здесь сходятся автомобильные магистрали Кишинёв – Черновцы (Украина), Яссы (Румыния) – Сорока, Рыбница – Кобань и железнодорожные магистрали Рыбница – Окница, Бельцы – Унгень, Рэуцел – Глодень. Международные аэропорты: Бельцкий (в 11 км к северо-западу от центра Б.; чартерные перевозки) и Маркулештский (в 32 км к северо-востоку; грузовой).
Согласно официальной версии, Б. основан 22.5.1421. Однако новейшие исследования показывают, что первое упоминание о нём в документах относится к 4.10.1620. В 17 в. сельское поселение Ясского цинута (уезда) Молдавского княжества. Во время Прутского похода 1711 – главная база снабжения войск Петра I. Неоднократно подвергалось набегам и разорениям татар. С 1766 в боярско-монастырском владении, в конце 18 в. местечко, преимущественно еврейское. С 1812 вместе с Восточной Молдавией в составе Российской империи. Уездный город Бессарабской области (1818–73), Бессарабской губернии (1873–1917), центр Ясского (с 1887 – Белецкого) уезда. Значение Б. как торгового центра (ежемесячно проводились ярмарки лошадей) возросло после строительства в конце 19 – начале 20 вв. железных дорог. Наряду с торговлей скотом (экспортировался преимущественно в Австрию) значительно увеличилось производство и вывоз высококачественной пшеницы (главным образом через Одессу). В 1917 центр одноимённого уезда Молдавской демократической республики. В 1918–40 и 1941–44 в составе Румынии. В 1923 в Б. перенесён епископский центр Хотинской епархии. Сильно пострадал во время 2-й мировой войны, уничтожена бóльшая часть еврейского населения. Освобождён от немецко-фашистских захватчиков 26.3.1944 в ходе Уманско-Ботошанской операции (март–апрель 1944). В 1940–41 и 1944–91 уездный, районный центр Молдавской ССР, город республиканского подчинения, крупный промышленный центр. С 1994 муниципий, в 1998–2003 центр одноимённого уезда. В постсоветский период постоянное население сократилось на 15%.
На территории Б. и его окрестностей сохранились многочисленные археологические памятники эпохи неолита, бронзы и черняховской культуры (2–4 вв.), а также античные курганы. В центре города сосредоточено большое количество памятников архитектуры 18–20 вв. Среди них – православные соборы Св. Николая (1791–95, архитектор А. Вайсман, позднее европейское барокко; интерьер расписан молдавским художником Евстафием Альтини, 1795–1803; колокольня, 1888, реконструирована в 1994–95; при нём действуют центр помощи, библиотека церковной книги, хор, воскресная школа, 1995) и Св. Константина и Елены (1924–33, архитектор А. Габриелеску, неовизантийский стиль) с баптистерием (архитектор В. Войцеховский), церкви Рождества Богородицы (1881–84), Св. Троицы (1903–10), Св. Апостолов Петра и Павла (1915–16, затем Габриелеску, 1924–29, неомолдавский стиль), Преподобной Параскевы (1924–35, Габриелеску, неорумынский стиль), Архангелов Михаила и Гавриила (1928–36, неомолдавский стиль), Успения Пресвятой Богородицы (1930-е гг.), Св. Пантелеимона (1999), Дмитрия Солунского (2000–05; колокольня 2005–10), Всех Святых (2003–08), Св. вмч. Мины (2006–09), Покрова Пресвятой Богородицы (2007); армянская церковь Св. Георгия (1910–14, архитектор А. Л. Красносельский), монументальный католический костёл Св. Архангелов Михаила, Гавриила и Рафаила (2001–10), баптистские и евангелическая церкви (все – 2000-е гг.).
Жилая застройка и административные здания (19 – середина 20 вв.), усадьба Бодеско (19 в.; в 1914–18 земская управа, в межвоенный период уездная префектура; в 1934 перестроено под руководством архитектора Р. Л. Спирер; впоследствии Дом пионеров, ныне Дворец бракосочетаний), Дом Хаджи-Маркарова (конец 19 в.; в межвоенный период мэрия), комплекс гостиницы «Bălţi» (19 в.), казармы воинской части (1905), Резиденция епископа Хотинского В. Пую в неорумынском стиле, в т. ч. Дворец епископа, административно-хозяйственное здание, главные ворота, парк (1924–27, Габриелеску, затем Н. и Р. Михэеску, 1929–34). Среди других сооружений – бывшее административное здание НИИ полевых культур «Селекция» (в начале 1990-х гг. возвращено церкви, с 2006 резиденция епископа Бельцкого и Фалештского), здания бывшего банка, бывшего еврейского лицея (оба – 20 в.), железнодорожного вокзала «Pământeni» (1930-е гг.) и ресторана «Nistru» (1952); ансамбль улиц Пэчий (Мира), Шмидта; центральных площадей – Независимости (с монументальным зданием Городского совета, 1958) и В. Александри (здания театра его имени, кинотеатра и главного торгового центра).
Многочисленные памятники выдающимся деятелям: А. Руссо (1971; скульптор И. Козлов), Н. А. Островскому (1970-е гг.), В. И. Ленину (1980), молодогвардейцу Б. Главану (1981), румынскому поэту и романисту М. Эминеску (1990; скульптор В. Гросу), молдавскому писателю и поэту В. Александри (2001), Т. Г. Шевченко (2002), господарю Молдавского княжества Стефану Великому (2004; скульптор Г. Постовану, архитектор В. Еремчук), Аллея классиков национальной культуры (2010), В. С. Высоцкому (2013). Мемориальные скульптурные композиции и ансамбли: Аллея воинам, павшим в 1941–44 (1944; памятники И. Н. Кожедубу, А. И. Покрышкину и Г. А. Речкалову, 2004), венгерским воинам (1944), советским воинам (1955), Освободителям города («Танк», 1968), «Гостеприимство» (1979), железнодорожникам «Паровоз» (1980-е гг.), памятники на могилах воинов, погибших в 1944, и на братской могиле солдат-железнодорожников (1957), на месте захоронения пленников советского лагеря (1991), жертвам холокоста (1997, 2009), воинам, павшим в 1944 (1997; с. Елизавета), воинам, павшим в Афганистане (1999), жертвам репрессий коммунистического режима (2002), жертвам Чернобыля (2003). Мозаики «Дороги» и «Приветствие» (1972).
Важнейший научно-образовательный центр Северной Молдавии. НИИ: полевых культур «Селекция» (1944; в структуре Академии наук Молдавии) и «Риф-Аквааппарат» (1996; разработка гидроакустической аппаратуры, медицинских приборов для физиотерапии, приборов для железнодорожного транспорта). Среди вузов – Государственный университет им. А. Руссо (1945; современный статус с 1992; комплекс зданий бывших лицеев – памятник архитектуры, 1924–38, Спирер, в стиле модерн), в его структуре – научная библиотека (1945) и др.; Днестровский институт экономики и права (основан в 1995 как филиал Московского университета менеджмента и права; современный статус с 1998; главное здание – памятник архитектуры, 1934); филиал Балтийского института экономики, политики и права (г. Санкт-Петербург), учебный центр Современного гуманитарного института (академии) Республики Молдова (г. Кишинёв); 6 колледжей. Библиотеки: муниципальная им. Э. Косерю (ведёт историю с 1880; статус библиотеки с 1913; восстановлена после войны в 1944; в 1972 на её базе создана централизованная библиотечная система; с 2005 носит имя румынского лингвиста Э. Косерю) и детская им. И. Крянгэ.
Музей истории и этнографии (1960; в собрании археологические экспонаты, коллекции монет, костюмов, старых документов; в здании бывшего еврейского лицея). Картинная галерея им. А. Кантемира (1973). Национальный театр им. В. Александри (возник в 1934 как городской театр «Scala», с 1944 джазовый, с 1947 русский драматический, с 1957 молдавско-русский драматический, с 1990 статус национального; с 1994 действует детская труппа «Жижилицы»; современное здание и скульптурная композиция «Театр», 1990, архитектор Я. А. Гальперина, скульптор Ю. Хворовский), муниципальный детский театр «Вера». Дворцы культуры: городской (с концертным залом), «Молдова», «Пламя»; Центр культуры и молодёжи. Народные коллективы: танцевальный ансамбль «Vântuleț» (1957), оркестр «Lăutarul» (1970), фольклорный ансамбль «Doinița» (1991) и др. Молодёжный фестиваль «Хрустальный аист», ежегодный «День города» (22 мая). Городской парк (заложен императрицей Марией Александровной в 1856), сквер «Meșterul Popular» (народных мастеров).
Футбольные клубы: «Zaria» (1984; в 1992–2014 «Olimpia»), проводит матчи на Городском стадионе (1955; 6 тыс. мест); «Locomotiv» (1940, один из старейших в Молдавии), выступает на одноимённом стадионе (1,5 тыс. мест). Конноспортивный клуб, гребной канал, теннисный корт.
Один из крупнейших промышленных центров Молдавии. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевкусовая, лёгкая и строительных материалов. Действуют несколько промышленных зон. В советский период в городе возникло много крупных промышленных предприятий: заводы «Electrotehnica», электроосветительной арматуры, приборостроительный и др., ТЭЦ (1956; установленная мощность 24 МВт). На базе приборостроительного завода (возник в 1944 как Бельцкий механический завод; с 1951 – Завод № 898 в структуре ВПК СССР; затем Производственное объединение им. В. И. Ленина; ныне «Răut»; выпуск гидроакустического и навигационного оборудования) формируется промышленный парк «Răut». Завод компании «Moldagrotehnico» (основан в 1944; реконструирован в 1990-е гг.) в кооперации с рядом иностранных компаний выпускает свыше 20 видов сельскохозяйственной техники. В рамках созданной в 2010 свободной экономической зоны функционирует завод германской компании «Dräxlmaier Group» (производство автокомплектующих). Пищевкусовая промышленность представлена хлебокомбинатом (компания «Produse Cerealiere»), мясокомбинатом (1944; «Basarabia-Nord»), молочным («Incomlac», подразделение «JLC Group»; крупнейший в стране), винно-коньячным [1944; «Barza Albă»; ведущий в Молдавии производитель коньяков (бренди и дивинов), в т. ч. «Белый аист» и др. ] и пищевым (минеральная вода, водка, спирт, в т. ч. медицинский; в свободной экономической зоне) комбинатами, маслобойным («Floarea Soarelui»), сахарным, биохимическим заводами и несколькими фабриками по переработке кукурузы. Среди предприятий лёгкой промышленности – фабрики компаний «Flautex» (выпуск хлопчатобумажного текстиля: наволочек, покрывал, скатертей, салфеток и др.), «Infinity» (совместное молдавско-турецкое предприятие), «Bălţeanca», «Runfelsia» (все три – швейные изделия), «Fashion Group» (совместное молдавско-итальянское предприятие; трикотажные изделия), «Viat-Plus» (вязаные изделия, вышивка на всех типах тканей и кожи), «Stip» (мягкие игрушки, подушки для автомобильных сидений, одноразовые гигиенические пакеты для авиакомпаний) и «Mioara» (1945; бывший меховой комбинат; меховые пальто и подкладки, шерстяные одеяла и др.); промышленности строительных материалов – заводы компаний «Constructorul» (строительные конструкции из бетона, металла и древесины), «Bălindmontaj» (строительные металлоконструкции), «Drumuri-Bălţi» (асфальтобетонные смеси), «Knauf-gips» (подразделение германской компании «Knauf»; строительные смеси), «СSMM-67» и кирпичный завод. В промышленной зоне №3 (в районе железнодорожной станции «Бельцы-Слободзея» – Северного вокзала) размещаются локомотивное и вагонное депо, нефтебаза, склад горюче-смазочных материалов Национальной армии Республики Молдова, завод по производству железнодорожных шпал и кислородный завод. В западной части Б. – крупная военная база (здесь базируются 1-я пехотная бригада «Moldova», часть карабинеров и военный госпиталь).
В окрестностях Б. – Белецкая степь (эталонные чернозёмы номинированы для включения в список Всемирного наследия).