Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАА́Л-ШЕМ-ТОВ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 615

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БАА́Л-ШЕМ-ТОВ (Ис­ра­эль бен Эли­зер) (ок. 1700, Речь Пос­по­ли­та – 1760, Мед­жи­бож, ны­не Ле­ти­чев­ско­го р-на Хмель­ниц­кой обл., Ук­раи­на), ос­но­во­по­лож­ник ха­си­диз­ма в Вост. Ев­ро­пе. Ро­дил­ся в бед­ной евр. се­мье и ра­но оси­ро­тел; в 18 лет же­нил­ся, но бы­ст­ро ов­до­вел и от­пра­вил­ся стран­ст­во­вать по Вост. Га­ли­ции. Же­нив­шись вто­рич­но, по­се­лил­ся в Кар­па­тах. Ок. 1730 Б.-Ш.-Т. прие­хал в Тлу­сте (совр. пос. Тол­стое, Тер­но­поль­ская обл.), где при­об­рёл сла­ву це­ли­те­ля и чу­до­твор­ца (ба­ал-ше­ма), ис­це­ляю­ще­го фи­зи­че­ские и ду­хов­ные бо­лез­ни. В нач. 1740-х гг. пе­ре­ехал в Мед­жи­бож, где во­круг не­го со­бра­лась груп­па уче­ни­ков и от­ку­да он со­вер­шал по­езд­ки по По­до­лии и Вост. Га­ли­ции, про­дол­жая за­ни­мать­ся це­ли­тель­ст­вом.

Б.-Ш.-Т. не ос­та­вил по­сле се­бя ни­ка­ких ру­ко­пис­ных тру­дов, за­пре­щал сво­им уче­ни­кам вес­ти за­пи­си его бе­сед. Толь­ко спус­тя 20 лет по­сле смер­ти Б.-Ш.-Т. вы­шла кни­га его уче­ни­ка Яко­ва Ио­се­фа. В ней со­б­ра­ны из­ре­че­ния учи­те­ля и от­рыв­ки из его бе­сед, ко­то­рые со­дер­жат кро­ме его соб­ст­вен­ных идей, из­ло­жен­ных, как пра­ви­ло, в фор­ме афо­риз­мов и притч, из­вле­че­ния из этич. и каб­ба­ли­стич. со­чи­не­ний (лу­ри­ан­ско­го тол­ка). Ос­но­во­по­ла­гаю­щим ас­пек­том в уче­нии Б.-Ш.-Т. яв­ля­ет­ся пред­став­ле­ние о лич­но­сти ца­ди­ка: он не ас­кет, от­рёк­ший­ся от ми­ра, а по­сред­ник ме­ж­ду Бо­гом и че­ло­ве­ком, ду­хов­ный на­став­ник, ко­то­рый дол­жен нау­чить че­ло­ве­ка слу­жить Бо­гу мыс­ля­ми и де­ла­ми. При­чём слу­же­ние долж­но за­клю­чать­ся не в к.-л. осо­бен­ных под­ви­гах, а в по­все­днев­ных де­лах – т. н. «слу­же­ние Бо­гу в ма­те­ри­аль­ном ми­ре», по­то­му что Бо­жие при­сут­ст­вие про­яв­ля­ет­ся во всём и вез­де. Б.-Ш.-Т. счи­тал, что че­ло­ве­ку не­об­хо­ди­мы лю­бовь к Бо­гу и То­ре, осу­ж­дал чрез­мер­ное ув­ле­че­ние как по­ста­ми и са­мо­би­че­ва­ни­ем, так и мис­тич. экс­та­зом. По­сред­ни­че­ст­во ца­ди­ка ме­ж­ду Бо­гом и людь­ми рас­про­стра­ня­ет­ся и на греш­ни­ков, т. к. ца­дик обя­зан по­мо­гать им об­ра­тить­ся к до­б­ру и ос­во­бо­дить­ся от по­ро­ков. Для вы­пол­не­ния сво­его пред­на­зна­че­ния ца­дик дол­жен пе­рио­ди­че­ски впа­дать в со­стоя­ние «две­кут», т. е. на­хо­дить­ся в об­ще­нии с выс­шей сфе­рой Бо­же­ст­вен­но­го ми­ло­сер­дия. Ос­нов­ной путь дос­ти­же­ния это­го со­стоя­ния – мо­лит­ва. Осо­бен­но усерд­ная мо­лит­ва спо­соб­на вы­звать со­стоя­ние «али­ят не­ша­ма» – взлёт ду­ши.

Вернуться к началу