Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕХНОГЕ́ННЫЕ КАТАСТРО́ФЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 111-112

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТЕХНОГЕ́ННЫЕ КАТАСТРО́ФЫ, ка­та­ст­ро­фы на тех­нич. объ­ек­тах (про­мыш­лен­ных, про­из­вод­ст­вен­ных и др.). Осн. при­чи­ны Т. к.: про­счё­ты при про­ек­ти­ро­ва­нии и не­дос­та­точ­ный уро­вень безо­пас­но­сти объ­ек­та; не­ка­че­ст­вен­ное строи­тель­ст­во или от­сту­п­ле­ние от про­ект­ных нор­ма­ти­вов; не­про­ду­ман­ное раз­ме­ще­ние объ­ек­та; внеш­ние фак­то­ры; на­ру­ше­ние тре­бо­ва­ний тех­но­ло­гич. про­цес­са, пло­хая под­го­тов­ка или не­дис­ци­п­ли­ни­ро­ван­ность пер­со­на­ла.

Раз­ли­ча­ют Т. к. ин­ду­ст­ри­аль­ные и транс­порт­ные. К ин­ду­ст­ри­аль­ным Т. к. от­но­сят: взры­вы, по­жа­ры на пром. объ­ек­тах с вы­бро­сом (уг­ро­зой вы­бро­са) ядо­ви­тых, ра­дио­ак­тив­ных, био­ло­ги­че­ски опас­ных ве­ществ, ко­то­рые мо­гут при­вес­ти к зна­чит. за­гряз­не­нию ок­ру­жаю­щей сре­ды [напр., взрыв на неф­те­до­бы­ваю­щей плат­фор­ме Deepwater Horizon 20.4.2010 вы­звал силь­ный по­жар, по­гиб­ли 11 чел.; из сква­жи­ны, рас­по­ло­жен­ной на глу­би­не 1500 м, че­рез по­вре­ж­дён­ный тру­бо­про­вод в Мек­сикан­ский зал. за 152 дня вы­ли­лось ок. 5 млн. барр. неф­ти (ок. 700 тыс. т), неф­тя­ное пят­но дос­тиг­ло пл. 75 тыс. км2. На хи­мич. за­во­де по про­из-ву пес­ти­цидов в Бхо­па­ле 3.12.1984 про­изош­ла утеч­ка ме­ти­ли­зо­циа­на­та, в ре­зуль­та­те в день ава­рии по­гиб­ло бо­лее 3800 чел., 15 тыс. чел. умер­ло в по­сле­дую­щие го­ды, об­щее ко­ли­че­ст­во по­стра­дав­ших ок. 200 тыс. чел.]; ава­рии на очи­ст­ных со­ору­же­ни­ях, вод­ных ком­му­ни­ка­ци­ях, за­гряз­не­ние ядо­ви­ты­ми ве­ще­ст­ва­ми ак­ва­то­рий пор­тов, при­бреж­ных тер­ри­то­рий, внутр. во­до­ёмов; про­ры­вы на тру­бо­про­во­дах, при­во­дя­щие к мас­со­вым вы­бро­сам транс­пор­ти­руе­мых ве­ществ в ок­ру­жаю­щую сре­ду (так, 4.6.1989 в Че­ля­бин­ской обл. на ж.-д. пе­ре­го­не Аша – Улу-Те­ляк в мо­мент встреч­но­го про­хо­ж­де­ния двух пас­са­жир­ских по­ез­дов про­изо­шёл мощ­ный взрыв об­ла­ка лёг­ких уг­ле­во­до­ро­дов, об­ра­зо­вав­ше­го­ся в ре­зуль­та­те раз­ры­ва на га­зо­про­во­де «Си­бирь – Урал – По­вол­жье», про­ло­жен­ном ря­дом с ж.-д. пу­тя­ми; по­гиб­ло 575 чел., по др. дан­ным – 645); ава­рии на ГЭС (напр., на Сая­но-Шу­шен­ской гид­ро­элек­тро­стан­ции), АЭС [напр., на Чер­но­быль­ской АЭС (УССР) 26.4.1986 про­изо­шёл взрыв ре­ак­то­ра 4-го энер­го­бло­ка с вы­бро­сом в ок­ру­жаю­щую сре­ду ра­дио­ак­тив­ных ве­ществ; на АЭС «Фу­ку­си­ма 1» (Япо­ния) 11.3.2011 в ре­зуль­та­те зем­ле­тря­се­ния и по­сле­до­вав­ше­го за ним цу­на­ми про­изош­ла круп­ная ра­ди­ац. ава­рия. См. так­же Ра­диа­ци­он­ные ка­та­ст­ро­фы].

К транс­порт­ным Т. к. от­но­сят: авиа­кос­мич. ка­та­ст­ро­фы, при­чи­на­ми ко­то­рых мо­гут быть не­ис­прав­ность дви­га­те­лей, ошиб­ки пи­ло­та и тех­нич. ра­бот­ни­ков, не­бла­го­при­ят­ные по­год­ные ус­ло­вия, столк­но­ве­ние с по­сто­рон­ним объ­ек­том, по­ра­же­ние бое­вым ору­жи­ем (так, 27.3.1977 два са­мо­лё­та «Бо­инг-747» столк­ну­лись на взлёт­но-по­са­доч­ной по­ло­се аэ­ро­пор­та Те­не­ри­фе, по­гиб­ло 583 чел.; КК «Чел­ленд­жер» взо­рвал­ся 28.1.1986, сра­зу по­сле стар­та с мы­са Ка­на­ве­рал, США, по­гиб­ло 7 чел.); кру­ше­ние по­ез­да, при­чи­на­ми ко­то­ро­го мо­гут быть не­ис­прав­ные и пе­ре­гру­жен­ные ва­го­ны, столк­но­ве­ние или сход с рель­сов ж.-д. со­ста­вов (по­ездов в мет­ро­по­ли­те­нах), зна­чит. раз­ру­ше­ние ж.-д. пу­тей и др. (в т. ч. кру­ше­ние пас­са­жир­ско­го по­ез­да Metrolink 12.9.2008 в Ка­ли­фор­нии, по­гиб­ло 25 чел.); ко­раб­ле­кру­ше­ние (ги­бель пас­са­жир­ско­го суд­на «Ти­та­ник» в ночь с 14 на 15.4.1912, по­гиб­ло, по раз­лич­ным оцен­кам, от 1490 до 1635 чел.; 19.11.2002 у по­бе­ре­жья Ис­па­нии во вре­мя штор­ма раз­ло­мил­ся и за­то­нул тан­кер «Пре­стиж», в мо­ре вы­ли­лось 63 тыс. т ма­зу­та); до­рож­но-транс­порт­ные про­ис­ше­ст­вия (напр., столк­но­ве­ние то­п­лив­ной ав­то­цис­тер­ны и лег­ко­во­го ав­то­мо­би­ля 26.8.2004 на мос­ту Виль­таль в Гер­ма­нии) и др.

Вернуться к началу