СТИ́РЛИНГА ДВИ́ГАТЕЛЬ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТИ́РЛИНГА ДВИ́ГАТЕЛЬ, двигатель внешнего сгорания с внешним подводом и регенерацией тепловой энергии, преобразуемой в механич. работу. Назван по имени англ. изобретателя Р. Стирлинга (1790–1878), который в 1816–40 запатентовал неск. двигателей с незамкнутым термодинамич. циклом, работавших на подогреваемом воздухе (первый двигатель пущен в 1845 на литейном заводе в Дании). Совр. С. д. работает по замкнутому регенеративному циклу (циклу Стирлинга), состоящему из последовательно чередующихся двух изотермич. и двух изохорич. процессов. Рабочее тело С. д. (гелий или водород под давлением 10–20 МПа) находится в замкнутом пространстве и во время работы не заменяется, а лишь изменяет объём при нагревании и охлаждении. Для предотвращения потерь теплоты применяется регенератор (регенеративный теплообменник), который размещается между нагревателем и охладителем (как бы разделяет пространство на горячую и холодную полости); представляет собой камеру, заполненную пористым материалом, которому рабочее тело (горячий газ) до поступления в холодильник отдаёт теплоту, а когда газ течёт обратно, регенератор возвращает ему запасённую теплоту до того, как газ поступает в нагреватель. В С. д. топливо сжигается в форсунках (горелках), их пламя направлено на нагреватель, от которого теплота подводится к горячей полости, от холодной полости отводится охладителем с циркулирующей водой. В С. д. используются 2 поршня – вытеснитель (обеспечивает периодичность нагрева и охлаждения газа), который соединён с рабочим поршнем (сжимает газ в холодной полости и позволяет ему расширяться в горячей). Преобразование возвратно-поступат. движения поршней во вращат. движение вала осуществляется ромбич. механизмом, кривошипно-ползунным механизмом. Рабочий цикл С. д. осуществляется за 4 такта: сжатие, нагревание, рабочий ход, охлаждение. Теоретически кпд С. д. вследствие регенерации теплоты может быть равен кпд двигателя внутр. сгорания, работающего по Карно циклу, в действительности же только приближается к кпд дизеля. Созданы опытные конструкции С. д. для работы на автомобилях, судах, в стационарных условиях.