БРАТУ́ХИН ИВАН ПАВЛОВИЧ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БРАТУ́ХИН Иван Павлович [12(25).2.1903, дер. Ящеры Орловского уезда Вятской губернии – 4.6.1985, Москва], российский конструктор и учёный в области вертолётостроения, главный конструктор первых советских серийных вертолётов, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1964). Окончил Московское высшее техническое училище (МВТУ, 1930). В 1928 вместе с группой студентов МВТУ был направлен в трёхмесячную зарубежную командировку на преддипломную практику (для ознакомления с конструкцией автожиров, методом их расчётов и результатами лётных испытаний). С 1932 преподавал в Московском авиационном институте (МАИ). Винтокрылыми летательными аппаратами (автожирами и вертолётами) начал заниматься в отделе особых конструкций Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1934 начальник бригады секции особых конструкций ЦАГИ (разработка вертолётов). Участвовал в создании первых советских вертолётов ЦАГИ 1-ЭА, ЦАГИ 5-ЭА. Руководил проектом первого в мире комбинированного вертолёта ЦАГИ 11-ЭА (первый полёт в 1936). В 1940–51 возглавлял ОКБ-3 при МАИ, где под его руководством созданы опытные и выпущенные малой серией вертолёты поперечной схемы, в т. ч. «Омега» (1941), «Омега-II» (1944), Г-3 (1945) или «Корректировщик артиллерийского огня» (первый серийный вертолёт в СССР), Г-4 (1946), санитарный вертолёт Б-9 (1947), вертолёт связи Б-11 (1948) и др. В 1951–57 начальник отдела научно-технической информации ЦАГИ. В 1953 возглавил начавшиеся в ЦАГИ параметрические исследования перспективных тяжёлых транспортных вертолётов и вертолётов-кранов грузоподъёмностью до 60 т с реактивным компрессорным приводом несущего винта и с турбореактивными двигателями, расположенными на концах лопастей. В 1954 совместно с Б. Н. Юрьевым и Всесоюзным электротехническим институтом под руководством А. Г. Иосифьяна организовали в МАИ конструкторскую группу для разработки десантно-транспортного самолёта вертикального взлёта и посадки. В 1957–85 заведовал в МАИ кафедрой «Конструкция и проектирование вертолётов» (профессор с 1953), одновременно в 1958–68 проректор по научной работе. По инициативе Б. в 1970 на базе кафедры была организована отраслевая научно-исследовательская лаборатория по перспективному проектированию вертолётов. Автор книги «Проектирование и конструкции вертолётов» (1955) – первого отечественного учебника по проблемам проектирования вертолётов.
Государственная премия СССР (1946). Награждён орденами Ленина (1945), Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени.