Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПНЕВМАТИ́ЧЕСКИЕ КОНСТРУ́КЦИИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 466

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Орешкин

ПНЕВМАТИ́ЧЕСКИЕ КОНСТРУ́КЦИИ строи­тель­ные, мяг­кие обо­лоч­ки, у ко­то­рых фор­ма, ус­той­чи­вость и про­ти­во­дей­ст­вие внеш­ним на­груз­кам (не­су­щая спо­соб­ность) обес­пе­чи­ва­ют­ся и/или под­дер­жи­ва­ют­ся по­вы­шен­ным (от­но­си­тель­но ат­мо­сфер­но­го) дав­ле­ни­ем воз­ду­ха – под обо­лоч­кой или внут­ри не­су­щих эле­мен­тов кон­ст­рук­ции. Ат­мо­сфер­ный воз­дух по­да­ёт­ся (за­ка­чи­ва­ет­ся) во внутр. замк­ну­тый объ­ём П. к. воз­ду­хо­наг­не­та­тель­ны­ми ус­та­нов­ка­ми (вен­ти­ля­то­ра­ми, ком­прес­со­ра­ми и др.). Обо­лоч­ки П. к. из­готов­ля­ют из воз­ду­хо­не­про­ни­цае­мых тех­нич. тка­ней с по­кры­тия­ми из по­ли­ме­ров (теф­ло­на, кау­чу­ка и др.) или ар­ми­ро­ван­ных плё­нок (по­ли­ви­нил­хло­рид­ных и др.). Для по­вы­ше­ния не­су­щей спо­соб­но­сти плё­нок и тка­ней ис­поль­зу­ют ни­ти из син­те­тич. или ми­нер. во­ло­кон.

Раз­ли­ча­ют воз­ду­хо­опор­ные (наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны) и воз­ду­хо­не­со­мые П. к. Воз­ду­хо­опор­ные кон­ст­рук­ции (обыч­но ци­лин­д­рич. или сфе­рич. фор­мы) в ра­бо­чем по­ло­же­нии под­дер­жи­ва­ют­ся из­бы­точ­ным дав­ле­ни­ем воз­ду­ха до 5 кПа. Та­кие обо­лоч­ки бы­ва­ют од­но­слой­ные или двух­слой­ные (обо­лоч­ка в обо­лоч­ке); снаб­жа­ют­ся т. н. си­ло­вым поя­сом, с по­мо­щью ко­то­ро­го они кре­пят­ся к фун­да­мен­ту или ос­но­ва­нию для пре­дот­вра­ще­ния их от­ры­ва от зем­ли, и обу­ст­раи­ва­ют­ся вход­ны­ми-вы­ход­ны­ми шлю­за­ми для про­пус­ка лю­дей и гру­зов. При­ме­ня­ют так­же ком­би­ни­ров. обо­лоч­ки – воз­ду­хо­опор­ные с под­дер­жи­ваю­щи­ми кон­ст­рук­ция­ми и уси­лен­ные тро­са­ми (от­тяж­ка­ми), сет­ка­ми, диа­фраг­ма­ми и др.

Воз­ду­хо­не­со­мые кон­ст­рук­ции (из­бы­точ­ное дав­ле­ние 30–70 кПа) уст­раи­ва­ют в ви­де на­пол­нен­ных воз­ду­хом пнев­мо­кар­ка­сов из уд­ли­нён­ных ци­лин­д­ров, пнев­мо­ма­тов, пнев­мо­линз и др. Пнев­мо­кар­ка­сы и пнев­мо­ма­ты ча­ще ис­поль­зу­ют­ся в фор­ме арок, пнев­мо­лин­зы – в фор­ме дис­ков, под­ве­шен­ных к вер­ти­каль­ным не­су­щим кон­ст­рук­ци­ям в ка­че­ст­ве кров­ли-по­кры­тия.

Дос­то­ин­ст­ва П. к.: воз­ду­хо­не­про­ни­цае­мость, не­боль­шие мас­са (по­верх­но­ст­ная плот­ность 0,5–3 кг/м2) и объ­ём в не­ра­бо­чем (не­на­ду­том) со­стоя­нии, воз­мож­ность пе­ре­кры­тия боль­ших про­лё­тов (неск. де­сят­ков м), вы­со­кая за­во­дская го­тов­ность, бы­ст­ро­та мон­та­жа, транс­пор­та­бель­ность, све­то­про­ни­цае­мость и ра­дио­про­зрач­ность, низ­кая стои­мость. Не­дос­тат­ки: не­об­хо­ди­мость по­сто­ян­но­го под­дер­жа­ния из­бы­точ­но­го дав­ле­ния воз­ду­ха в обо­лоч­ке и на­дёж­ной ра­бо­ты воз­ду­хо­по­даю­щих сис­тем, срав­нит. не­дол­го­веч­ность, низ­кие ог­не­стой­кость и зву­ко­изо­ля­ция, со­про­тив­ляе­мость толь­ко рас­тя­ги­ваю­щим на­пря­же­ни­ям.

Впер­вые П. к. при­ме­не­ны в 1946 в США (инж. У. Берд), в по­сле­дую­щие го­ды по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние во мно­гих стра­нах. П. к. эф­фек­тив­но ис­поль­зу­ют для бы­ст­ро­го воз­ве­де­ния по­сто­ян­ных и врем. со­ору­же­ний разл. на­зна­че­ния (зре­лищ­ных, спор­тив­ных, тор­го­вых, вы­ста­воч­ных, с.-х., а так­же про­из­водств. и склад­ских по­ме­ще­ний, стан­ций и пунк­тов тех­нич. об­слу­жи­ва­ния, по­ле­вых гос­пи­та­лей и мед­пунк­тов и т. д.), транс­порт­ных и гид­ро­тех­нич. со­ору­же­ний (мос­тов, пло­тин, пон­то­нов и др.), вспо­мо­гат. уст­ройств для строи­тель­ст­ва (те­п­ля­ков для про­из-ва зим­них ра­бот, опа­лу­бок, тра­пов и т. п.).

Лит.: Пнев­ма­ти­че­ские строи­тель­ные кон­ст­рук­ции / Под ред. В. В. Ер­мо­ло­ва. М., 1983; Де­ми­на А. В. Зда­ния с боль­ше­про­лет­ны­ми по­кры­тия­ми. Там­бов, 2003; Кор­зун С. И., Жу­рав­ская Т. С. Пнев­ма­ти­че­ские кон­ст­рук­ции // Ар­хи­тек­ту­ра и строи­тель­ст­во. 2006. № 3.

Вернуться к началу