Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛАНЕТА́РНАЯ ПЕРЕДА́ЧА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 343

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Волшаник
Планетарная передача: 1 – сателлит; 2 – водило; 3 – солнечная шестерня; 4 – кольцевая шестерня («корона»).

ПЛАНЕТА́РНАЯ ПЕРЕДА́ЧА, зуб­ча­тая (ре­же фрик­ци­он­ная) ме­ха­нич. сис­те­ма, для пе­ре­да­чи вра­ще­ния ме­ж­ду дву­мя па­рал­лель­ны­ми или пе­ре­се­каю­щи­ми­ся ося­ми или при вос­про­из­ве­де­нии слож­но­го плос­ко­па­рал­лель­но­го дви­же­ния ра­бо­че­го ор­га­на. П. п. по­зво­ля­ет по­лу­чать боль­шие пе­ре­да­точ­ные от­но­ше­ния (см. Ме­ха­ни­че­ская пе­ре­да­ча) при ма­лых раз­ме­рах ме­ха­низ­ма и вы­со­ком кпд. П. п. вклю­ча­ет неск. зуб­ча­тых ко­лёс (шес­те­рён), т. н. са­тел­ли­тов (оди­на­ко­во­го раз­ме­ра), пе­ре­ме­щаю­щих­ся со свои­ми ося­ми от­но­си­тель­но сол­неч­ной (цен­траль­ной) шес­тер­ни, и во­ди­ло – по­движ­ное зве­но, на ко­то­ром ук­ре­п­ле­ны (жё­ст­ко за­фик­си­ро­ва­ны друг от­но­си­тель­но дру­га) оси са­тел­ли­тов. В со­став П. п. так­же мо­жет вхо­дить до­пол­ни­тель­ная внеш­няя коль­це­вая шес­тер­ня («ко­ро­на»), имею­щая внутр. за­це­п­ле­ние с пла­не­тар­ны­ми шес­тер­ня­ми (рис.). Чис­ло са­тел­ли­тов в П. п. за­ви­сит от воз­мож­но­сти их раз­ме­ще­ния в ме­ха­низ­ме, но для бо­лее рав­но­мер­но­го рас­пре­де­ле­ния на­гру­зок пред­поч­ти­тель­но 3 са­тел­ли­та. Ком­пакт­ность и ма­лая мас­са П. п. в зна­чит. сте­пе­ни объ­яс­ня­ют­ся рас­пре­де­ле­ни­ем пе­ре­да­вае­мой мощ­но­сти ме­ж­ду са­тел­ли­та­ми и ис­поль­зо­ва­ни­ем внутр. за­це­п­ле­ния. При ис­поль­зо­ва­нии П. п. в ка­че­ст­ве ре­дук­то­ра один из её эле­мен­тов фик­си­ру­ет­ся не­под­виж­но, др. эле­мент ис­поль­зу­ет­ся как ве­ду­щий, тре­тий – в ка­че­ст­ве ве­до­мо­го. П. п. при­ме­ня­ет­ся для сум­ми­ро­ва­ния двух по­то­ков мощ­но­сти (напр., пла­не­тар­ные ря­ды двух­по­точ­ных транс­мис­сий не­ко­то­рых тан­ков и др. гу­се­нич­ных ма­шин), где тре­бу­ет­ся боль­шой кру­тя­щий мо­мент на бе­гун­ках при не­вы­со­кой ско­ро­сти; в этом слу­чае не­под­виж­но за­фик­си­ро­ван­ных эле­мен­тов нет. Ес­ли на­прав­ле­ния вра­ще­ния ве­ду­ще­го и ве­до­мо­го звень­ев оди­на­ко­вы, то пе­ре­да­точ­ное от­но­ше­ние счи­та­ет­ся по­ло­жи­тель­ным, ес­ли раз­лич­ны – от­ри­ца­тель­ным. П. п. (раз­лич­ные по на­зна­че­нию, уст­рой­ст­ву и ха­рак­те­ри­сти­кам) ис­поль­зу­ет­ся в ко­роб­ках пе­ре­дач, ре­вер­сив­ных ме­ха­низ­мах и ме­ха­низ­мах вклю­че­ния (для по­лу­че­ния удоб­но­го управ­ле­ния по­сред­ст­вом тор­мо­зов и фрик­ци­он­ных муфт). Наи­бо­лее ши­ро­кое при­ме­не­ние П. п. на­шла в ав­то­мо­биль­ных диф­фе­рен­циа­лах, в сум­ми­рую­щих звень­ях ки­не­ма­тич. схем ме­тал­ло­ре­жу­щих стан­ков, в ре­дук­то­рах при­во­да возд. вин­тов тур­бо­вин­то­вых дви­га­те­лей в авиа­ции. В совр. уст­рой­ст­вах мо­гут ис­поль­зо­вать­ся кас­ка­ды из не­сколь­ких П. п. для по­лу­че­ния боль­шо­го диа­па­зо­на пе­ре­да­точ­ных чи­сел. На этом прин­ци­пе ра­бо­та­ют мно­гие ав­то­ма­тич. ко­роб­ки пе­ре­дач.

Вернуться к началу