ПАНОРА́МНОЕ КИНО́
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАНОРА́МНОЕ КИНО́, способ съёмки кинофильмов и показа их на сильно изогнутом экране больших размеров (до нескольких сотен м2), создающий у зрителей иллюзию «присутствия» при действиях, происходящих на экране. П. к. обычно снимают одновременно на три киноплёнки и демонстрируют путём проецирования трёх частичных изображений с помощью кинопроекционных аппаратов на общий экран. Панорамная съёмка и проекция впервые осуществлены в 1927 франц. реж. А. Гансом, поставившим ф. «Наполеон». Широкую известность П. к. получило с нач. 1950-х гг., когда в США была создана система П. к. «Синерама» (Ф. Уоллер и Х. Ривс) и поставлен ряд фильмов. В СССР подобная система, получившая назв. «Кинопанорама», была разработана в 1957 под рук. Е. М. Голдовского. В 1958 вышел первый полнометражный отеч. панорамный фильм «Широка страна моя...» (сценарист и реж. Р. Л. Кармен). В системах П. к. угол охвата экрана в горизонтальной плоскости достигает 150–170°, в вертикальной – до 55°. Восприятие изображения на таком экране близко к восприятию в условиях реального видения, т. к. границы экрана раздвинуты далеко за пределы углового поля зрения глаза человека; при этом создаётся эффект присутствия, который дополняется стереофонич. звуковоспроизведением. Звуковое сопровождение фильма, записанное, как правило, отдельно на 35-мм перфорированную магнитную ленту (по 9 каналам в отеч. системе и по 7 – в американской), воспроизводится синхронно с изображением несколькими громкоговорителями, установленными в кинотеатре за панорамным перфорированным экраном. Осн. недостатки систем П. к. – технич. сложность осуществления синхронной съёмки и проекции одновременно с трёх киноплёнок, а также заметные на экране вертикальные стыки частичных изображений. В сер. 1960-х гг. П. к. вытеснено широкоформатным кино. Полноценной заменой П. к. стало создание в нач. 2000-х гг. фильмов в формате 3D (в дальнейшем и 4D, 5D), обеспечивающем цельное резкое изображение на больших экранах и соответствующий эффект «присутствия» (см. также Стереоскопическое кино).
Разновидностью П. к. является круговая кинопанорама, или циркорама, в которой фильмы показывают на круговом экране (угол обзора 360°), а зрители располагаются внутри этого кольца.