Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАНОРА́МНОЕ КИНО́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 228-229

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПАНОРА́МНОЕ КИНО́, спо­соб съём­ки ки­но­филь­мов и по­ка­за их на силь­но изо­гну­том эк­ра­не боль­ших раз­ме­ров (до не­сколь­ких со­тен м2), соз­даю­щий у зри­те­лей ил­лю­зию «при­сут­ст­вия» при дей­ст­ви­ях, про­ис­хо­дя­щих на эк­ра­не. П. к. обыч­но сни­ма­ют од­но­вре­мен­но на три ки­но­плён­ки и де­мон­ст­ри­ру­ют пу­тём про­еци­ро­ва­ния трёх час­тич­ных изо­бра­же­ний с по­мо­щью ки­но­про­ек­ци­он­ных ап­па­ра­тов на об­щий эк­ран. Па­но­рам­ная съём­ка и про­ек­ция впер­вые осу­ще­ст­в­ле­ны в 1927 франц. реж. А. Ган­сом, по­ста­вив­шим ф. «На­по­ле­он». Ши­ро­кую из­вест­ность П. к. по­лу­чи­ло с нач. 1950-х гг., ко­гда в США бы­ла соз­да­на сис­те­ма П. к. «Си­не­ра­ма» (Ф. Уол­лер и Х. Ривс) и по­став­лен ряд филь­мов. В СССР по­доб­ная сис­те­ма, по­лу­чив­шая назв. «Ки­но­па­но­ра­ма», бы­ла раз­ра­бо­та­на в 1957 под рук. Е. М. Гол­дов­ско­го. В 1958 вы­шел пер­вый пол­но­мет­раж­ный отеч. па­но­рам­ный фильм «Ши­ро­ка стра­на моя...» (сце­на­рист и реж. Р. Л. Кар­мен). В сис­те­мах П. к. угол ох­ва­та эк­ра­на в го­ри­зон­таль­ной плос­ко­сти дос­ти­га­ет 150–170°, в вер­ти­каль­ной – до 55°. Вос­при­ятие изо­бра­же­ния на та­ком эк­ра­не близ­ко к вос­при­ятию в ус­ло­ви­ях ре­аль­но­го ви­де­ния, т. к. гра­ни­цы эк­ра­на раз­дви­ну­ты да­ле­ко за пре­де­лы уг­ло­во­го по­ля зре­ния гла­за че­ло­ве­ка; при этом соз­да­ёт­ся эф­фект при­сут­ст­вия, ко­то­рый до­пол­ня­ет­ся сте­рео­фо­нич. зву­ко­вос­про­из­ве­де­ни­ем. Зву­ко­вое со­про­во­ж­де­ние филь­ма, за­пи­сан­ное, как пра­ви­ло, от­дель­но на 35-мм пер­фо­ри­ро­ван­ную маг­нит­ную лен­ту (по 9 ка­на­лам в отеч. сис­те­ме и по 7 – в аме­ри­кан­ской), вос­про­из­во­дит­ся син­хрон­но с изо­бра­же­ни­ем не­сколь­ки­ми гром­ко­го­во­ри­те­ля­ми, ус­та­нов­лен­ны­ми в ки­но­те­ат­ре за па­но­рам­ным пер­фо­ри­ро­ван­ным эк­ра­ном. Осн. не­дос­тат­ки сис­тем П. к. – тех­нич. слож­ность осу­ще­ст­в­ле­ния син­хрон­ной съём­ки и про­ек­ции од­но­вре­мен­но с трёх ки­но­плё­нок, а так­же за­мет­ные на эк­ра­не вер­ти­каль­ные сты­ки час­тич­ных изо­бра­же­ний. В сер. 1960-х гг. П. к. вы­тес­не­но ши­ро­ко­фор­мат­ным ки­но. Пол­но­цен­ной за­ме­ной П. к. ста­ло соз­да­ние в нач. 2000-х гг. филь­мов в фор­ма­те 3D (в даль­ней­шем и 4D, 5D), обес­пе­чи­ва­ющем цель­ное рез­кое изо­бра­же­ние на боль­ших эк­ра­нах и со­от­вет­ст­вую­щий эф­фект «при­сут­ст­вия» (см. так­же Стерео­ско­пи­чес­кое ки­но­).

Раз­но­вид­но­стью П. к. яв­ля­ет­ся кру­го­вая ки­но­па­но­ра­ма, или цир­ко­ра­ма, в ко­то­рой филь­мы по­ка­зы­ва­ют на кру­го­вом эк­ра­не (угол об­зо­ра 360°), а зри­те­ли рас­по­ла­га­ют­ся внут­ри это­го коль­ца.

Лит.: Майо­ров Н. А. Па­но­рам­ный ки­не­ма­то­граф // Мир тех­ни­ки ки­но. 2012. № 22–23.

Вернуться к началу