ОРГАНИЗА́ЦИЯ ДВИЖЕ́НИЯ АВТОТРА́НСПОРТА
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРГАНИЗА́ЦИЯ ДВИЖЕ́НИЯ АВТОТРА́НСПОРТА (ОДА), комплекс нормативно-правовых, организационно-технич. мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах и улицах. Предназначена для обеспечения высокого уровня безопасности дорожного движения, пропускной способности и оптимизации скорости движения автотранспортных средств, соблюдения требований экологич. безопасности участников движения и жителей населённых пунктов. Основой нормативно-правовых и организационно-технич. мероприятий ОДА являются действующие законы, подзаконные акты, включая правила дорожного движения, гос. стандарты, относящиеся к технич. средствам и регламентирующие их применение. Эти мероприятия могут содержать также решения органов исполнит. власти местного самоуправления в области ОДА. Безопасность дорожного движения достигается обеспечением требований, предъявляемых к участникам движения (водителям транспортных средств и пешеходам), к отд. элементам дорог (выбор схемы организации дорожного движения, ширина полосы движения, обеспечение видимости проезжей части и т. д.), и применением средств организации дорожного движения (разметка проезжей части, дорожные знаки, ограждения, светофоры и пр.). Для обеспечения высокой пропускной способности в городах ОДА необходимо рассматривать на стадии дорожно-транспортной планировки городов и совершенствования улично-дорожной сети. Выделяют шесть осн. принципиальных схем планировки сети гор. улиц: радиальную, радиально-кольцевую, прямоугольную, треугольную, комбинированную, свободную. После определения схемы планировки сети переходят к проектированию транспортной сети города.
Организация и надзор за обеспечением ОДА включают: контроль за соблюдением Правил дорожного движения; нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения; Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов; надзор за технич. состоянием автомототранспортных средств; контроль за подготовкой и работой водительского состава (регистрация учебных заведений, осуществляющих подготовку водительских кадров и контроль за ходом подготовки, приём экзаменов по Правилам дорожного движения и навыкам практич. вождения транспортных средств, выдача удостоверений на право управления транспортными средствами разл. категорий); проведение предрейсовых и послерейсовых мед. осмотров водителей в автохозяйствах.
В ОДА входят мероприятия: по развитию и оптимизации улично-дорожной сети; анализу причин возникновения очагов дорожно-транспортных происшествий; обоснованию целесообразности введения светофорного регулирования на осн. пересечениях и необходимости модернизации светофорных объектов (ручное управление светофорной сигнализацией через выносной пульт управления, диспетчерское управление светофорной сигнализацией с центр. управляющего пункта, автоматич. включение режима «зелёной улицы» и др.); развитию автоматизир. системы управления дорожным движением; разработке системы информац. обеспечения водителей об условиях движения (дислокация дорожных знаков, разметка и ограждения, схема маршрутного ориентирования). Для эффективного управления перевозками на автотранспорте и координации деятельности оперативных специальных и иных гор. служб создаётся единая навигационно-информац. система на основе ГЛОНАСС.
В качестве осн. направлений совершенствования ОДА рассматривают: разделение движения в пространстве (канализирование движения, развязки на разных уровнях, маршрутное ориентирование, введение одностороннего движения); разделение движения во времени (введение реверсивного, светофорного регулирования, ограничения на движение, остановку и стоянку в определённые часы и дни недели); формирование транспортных потоков (по составу, направлению и по цели движения); оптимизацию скоростного режима движения (увеличение или ограничение скорости, снижение уровня загрузки дороги); меры для снижения транспортной нагрузки на город; зонирование территории города (выделяются историч. районы, территории высокой деловой активности и плотной жилищной застройки, внутри которых устанавливаются разные ограничения; напр., реализуется программа «Центр без автомобиля»); введение платы за проезд по автомагистрали, парковку и др.; создание перехватывающих парковок с пересадочными узлами, организацию движения обществ. транспорта и др.; внедрение автоматизир. систем управления движением; обеспечение удобства и безопасности пешеходного движения (устройство и оборудование пешеходных переходов, организация пешеходных зон и др.).