Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОРГАНИЗА́ЦИЯ ДВИЖЕ́НИЯ АВТОТРА́НСПОРТА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 334

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. И. Поспелов

ОРГАНИЗА́ЦИЯ ДВИЖЕ́НИЯ АВТО­ТРА́Н­С­ПОРТА (ОДА), ком­плекс нор­ма­тив­но-пра­во­вых, ор­га­ни­за­ци­он­но-тех­нич. ме­ро­прия­тий и рас­по­ря­ди­тель­ных дей­ст­вий по управ­ле­нию дви­же­ни­ем на до­ро­гах и ули­цах. Пред­на­зна­че­на для обес­пе­че­ния вы­со­ко­го уров­ня безо­пас­но­сти до­рож­но­го дви­же­ния, про­пу­ск­ной спо­соб­но­сти и оп­ти­ми­за­ции ско­ро­сти дви­же­ния ав­то­транс­порт­ных средств, со­блю­де­ния тре­бо­ва­ний эко­ло­гич. безо­пас­но­сти уча­ст­ни­ков дви­же­ния и жи­те­лей на­се­лён­ных пунк­тов. Ос­но­вой нор­ма­тив­но-пра­во­вых и ор­га­ни­за­ци­он­но-тех­нич. ме­ро­прия­тий ОДА яв­ля­ют­ся дей­ст­вую­щие за­ко­ны, под­за­кон­ные ак­ты, вклю­чая пра­ви­ла до­рож­но­го дви­же­ния, гос. стан­дар­ты, от­но­ся­щие­ся к тех­нич. сред­ст­вам и рег­ла­мен­ти­рую­щие их при­ме­не­ние. Эти ме­ро­прия­тия мо­гут со­дер­жать так­же ре­ше­ния ор­га­нов ис­пол­нит. вла­сти ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния в об­лас­ти ОДА. Безо­пас­ность до­рож­но­го дви­же­ния до­сти­га­ет­ся обес­пе­че­ни­ем тре­бо­ва­ний, предъ­яв­ляе­мых к уча­ст­ни­кам дви­же­ния (во­ди­те­лям транс­порт­ных средств и пе­ше­хо­дам), к отд. эле­мен­там до­рог (вы­бор схе­мы ор­га­ни­за­ции до­рож­но­го дви­же­ния, ши­ри­на по­ло­сы дви­же­ния, обес­пе­че­ние ви­ди­мо­сти про­ез­жей час­ти и т. д.), и при­ме­не­ни­ем средств орга­ни­за­ции до­рож­но­го дви­же­ния (раз­мет­ка про­ез­жей час­ти, до­рож­ные зна­ки, ог­ра­ж­де­ния, све­то­фо­ры и пр.). Для обес­пе­че­ния вы­со­кой про­пу­ск­ной спо­соб­но­сти в го­ро­дах ОДА не­об­хо­ди­мо рас­смат­ри­вать на ста­дии до­рож­но-транс­порт­ной пла­ни­ров­ки го­ро­дов и со­вер­шен­ст­во­ва­ния улич­но-до­рож­ной се­ти. Вы­де­ля­ют шесть осн. прин­ци­пи­аль­ных схем пла­ни­ров­ки се­ти гор. улиц: ра­ди­аль­ную, ра­ди­аль­но-коль­це­вую, пря­мо­уголь­ную, тре­уголь­ную, ком­би­ни­ро­ван­ную, сво­бод­ную. По­сле оп­ре­де­ле­ния схе­мы пла­ни­ров­ки се­ти пе­ре­хо­дят к про­ек­ти­ро­ва­нию транс­порт­ной се­ти го­ро­да.

Ор­га­ни­за­ция и над­зор за обес­пе­че­ни­ем ОДА вклю­ча­ют: кон­троль за со­блю­де­ни­ем Пра­вил до­рож­но­го дви­же­ния; нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты в об­лас­ти обес­пе­че­ния безо­пас­но­сти до­рож­но­го дви­же­ния; Пра­ви­ла ре­ги­ст­ра­ции ав­то­мо­то­транс­порт­ных средств и при­це­пов; над­зор за тех­нич. со­стоя­ни­ем ав­то­мо­то­транс­порт­ных средств; кон­троль за под­го­тов­кой и ра­бо­той во­ди­тель­ско­го со­ста­ва (ре­ги­ст­ра­ция учеб­ных за­ве­де­ний, осу­ще­ст­в­ляю­щих под­го­тов­ку во­ди­тель­ских кад­ров и кон­троль за хо­дом под­готов­ки, при­ём эк­за­ме­нов по Пра­ви­лам до­рож­но­го дви­же­ния и на­вы­кам прак­тич. во­ж­де­ния транс­порт­ных средств, вы­да­ча удо­сто­ве­ре­ний на пра­во управ­ле­ния транс­порт­ны­ми сред­ст­ва­ми разл. ка­те­го­рий); про­ве­де­ние пред­рей­со­вых и по­сле­рей­со­вых мед. ос­мот­ров во­ди­те­лей в ав­то­хо­зяй­ст­вах.

В ОДА вхо­дят ме­ро­прия­тия: по раз­ви­тию и оп­ти­ми­за­ции улич­но-до­рож­ной се­ти; ана­ли­зу при­чин воз­ник­но­ве­ния оча­гов до­рож­но-транс­порт­ных про­ис­ше­ст­вий; обос­но­ва­нию це­ле­со­об­раз­но­сти вве­де­ния све­то­фор­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния на осн. пе­ре­се­че­ни­ях и не­об­хо­ди­мо­сти мо­дер­ни­за­ции све­то­фор­ных объ­ек­тов (руч­ное управ­ле­ние све­то­фор­ной сиг­на­ли­за­ци­ей че­рез вы­нос­ной пульт управ­ле­ния, дис­пет­чер­ское управ­ле­ние све­то­фор­ной сиг­на­ли­за­ци­ей с центр. управ­ляю­ще­го пунк­та, ав­то­ма­тич. вклю­че­ние ре­жи­ма «зе­лё­ной ули­цы» и др.); раз­ви­тию ав­то­ма­ти­зир. сис­те­мы управ­ле­ния до­рож­ным дви­же­ни­ем; раз­ра­бот­ке сис­те­мы ин­фор­мац. обес­пе­че­ния во­ди­те­лей об ус­ло­ви­ях дви­же­ния (дис­ло­ка­ция до­рож­ных зна­ков, раз­мет­ка и ог­ра­ж­де­ния, схе­ма мар­шрут­но­го ори­ен­ти­ро­ва­ния). Для эф­фек­тив­но­го управ­ле­ния пе­ре­воз­ка­ми на ав­то­транс­пор­те и ко­ор­ди­на­ции дея­тель­но­сти опе­ра­тив­ных спе­ци­аль­ных и иных гор. служб соз­да­ёт­ся еди­ная на­ви­га­цион­но-ин­фор­мац. сис­те­ма на ос­но­ве ГЛОНАСС.

В ка­че­ст­ве осн. на­прав­ле­ний со­вер­шен­ст­во­ва­ния ОДА рас­смат­ри­ва­ют: раз­де­ле­ние дви­же­ния в про­стран­ст­ве (ка­на­ли­зи­ро­ва­ние дви­же­ния, раз­вяз­ки на раз­ных уров­нях, мар­шрут­ное ори­ен­ти­ро­ва­ние, вве­де­ние од­но­сто­рон­не­го дви­же­ния); раз­де­ле­ние дви­же­ния во вре­ме­ни (вве­де­ние ре­вер­сив­но­го, све­то­фор­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, ог­ра­ни­че­ния на дви­же­ние, ос­та­нов­ку и сто­ян­ку в оп­ре­де­лён­ные ча­сы и дни не­де­ли); фор­ми­ро­ва­ние транс­порт­ных по­то­ков (по со­ста­ву, на­прав­ле­нию и по це­ли дви­же­ния); оп­ти­ми­за­цию ско­ро­ст­но­го ре­жи­ма дви­же­ния (уве­ли­че­ние или ог­ра­ни­че­ние ско­ро­сти, сни­же­ние уров­ня за­груз­ки до­ро­ги); ме­ры для сни­же­ния транс­порт­ной на­груз­ки на го­род; зо­ни­ро­ва­ние тер­ри­то­рии го­ро­да (вы­де­ля­ют­ся ис­то­рич. рай­оны, тер­ри­то­рии вы­со­кой де­ло­вой ак­тив­но­сти и плот­ной жи­лищ­ной за­строй­ки, внут­ри ко­торых ус­та­нав­ли­ва­ют­ся раз­ные ог­ра­ни­че­ния; напр., реа­ли­зу­ет­ся про­грам­ма «Центр без ав­то­мо­би­ля»); вве­де­ние пла­ты за про­езд по ав­то­ма­ги­ст­ра­ли, пар­ков­ку и др.; соз­да­ние пе­ре­хва­ты­ваю­щих пар­ко­вок с пе­ре­са­доч­ны­ми уз­ла­ми, ор­га­ни­за­цию дви­же­ния об­ществ. транс­пор­та и др.; вне­дре­ние ав­то­ма­ти­зир. сис­тем управ­ле­ния дви­же­ни­ем; обес­пе­че­ние удоб­ст­ва и безо­пас­но­сти пе­ше­ход­но­го дви­же­ния (уст­рой­ст­во и обо­ру­до­ва­ние пе­ше­ход­ных пе­ре­хо­дов, ор­га­ни­за­ция пе­ше­ход­ных зон и др.).

Вернуться к началу