Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИТРОЦЕМЕНТА́ЦИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 79

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Д. Кальнер

НИТРОЦЕМЕНТА́ЦИЯ ста­ли, хи­ми­ко-тер­мич. об­ра­бот­ка, за­клю­чаю­щая­ся в диф­фу­зи­он­ном на­сы­ще­нии из га­зо­вой сре­ды по­верх­но­сти ста­ли (чу­гу­на) азо­том и уг­ле­ро­дом при темп-ре 500–700 °C (низ­ко­тем­пе­ра­тур­ная Н.) или при 840–930 °C (вы­со­ко­тем­пе­ра­тур­ная Н.). Га­зо­вая сре­да содержит 3–5% по мас­се NH3 (ис­точ­ник азота) и углеводородный газ (ис­точник углерода), напр. метан, бу­тан, природный газ. По строе­нию и свой­ст­вам об­ра­зую­щий­ся нит­ро­це­мен­то­ван­ный слой (0,25–1,5 мм) схо­ден с циа­ни­ро­ван­ным сло­ем (см. Циа­ни­ро­ва­ние). Н. по­вы­ша­ет из­но­со­стой­кость, ус­та­ло­ст­ную и кон­такт­ную проч­ность ме­тал­ла, а в ря­де слу­ча­ев и его кор­ро­зи­он­ную стой­кость. Н. ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся для уве­ли­че­ния дол­го­веч­но­сти и на­дёж­но­сти де­та­лей ма­шин и ме­ха­низ­мов – от мел­ких де­та­лей из­де­лий точ­ной ме­хани­ки до круп­но­га­ба­рит­ных из­де­лий транс­порт­но­го ма­ши­но­строе­ния.

Вернуться к началу