Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОМБИНИ́РОВАННАЯ КИНОСЪЁМКА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 604

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КОМБИНИ́РОВАННАЯ КИНОСЪЁМКА, ме­то­ды и приё­мы ки­но­съём­ки, по­зво­ляю­щие объ­е­ди­нить в од­ном кад­ре изо­бра­же­ния объ­ек­тов, по­лу­чен­ные в раз­ное вре­мя и в раз­ном мас­шта­бе (напр., ак­тёр­ской сце­ны, сня­той в па­виль­о­не, с на­тур­ным фо­ном; со­че­та­ние ре­аль­ной де­ко­ра­ции с ма­ке­том или ри­сун­ком), из­ме­нить вре­мен­ной мас­штаб дей­ст­вия в час­ти кад­ра или в це­лом кад­ре (за­мед­лен­ная или ус­ко­рен­ная съём­ка), а так­же пред­став­лять зри­те­лю объ­ект в фор­ме, от­лич­ной от ре­аль­но су­ще­ст­во­вав­шей при съём­ке. К. к. да­ёт воз­мож­ность по­ка­зы­вать на эк­ра­не гран­ди­оз­ные и фан­та­стич. со­ору­же­ния, соз­да­вать сце­ны, ко­то­рые не­воз­мож­но снять обыч­ны­ми спо­со­ба­ми (воз­душ­ные и мор­ские бои, сти­хий­ные яв­ле­ния, ланд­шаф­ты пла­нет и т. п.), из­ме­нять пей­заж по то­наль­но­сти и ко­ло­ри­ту, дос­ти­гать не­обыч­ных пре­вра­ще­ний и эф­фек­тов. По­сред­ст­вом К. к. из­го­тов­ля­ют так­же над­пи­си и мон­таж­ные пе­ре­хо­ды в ки­но­филь­ме, на­уч­но-по­пу­ляр­ные и ани­мац. филь­мы. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли сле­дую­щие ме­то­ды ком­би­нир. ки­но­съём­ки.

Ме­тод мно­го­крат­но­го экс­по­ни­ро­ва­ния ос­но­ван на фор­ми­ро­ва­нии изо­бра­же­ния в ре­зуль­та­те по­сле­до­ват. съём­ки не­сколь­ких объ­ек­тов на один и тот же уча­сток ки­но­плён­ки; ис­поль­зует­ся для уси­ле­ния вы­ра­зи­тель­но­сти сни­мае­мо­го эпи­зо­да (напр., сце­ны вос­по­ми­на­ний или сно­ви­де­ний), по­лу­че­ния изо­бра­же­ния в ви­де на­плы­ва, съём­ки ве­чер­них и ноч­ных пей­за­жей со све­то­выми эф­фек­та­ми и др. При та­кой съём­ке изо­бра­же­ния как бы на­кла­ды­ва­ют­ся друг на дру­га, в ре­зуль­та­те по­лу­ча­ет­ся кадр, со­стоя­щий из не­сколь­ких вза­им­но про­све­чи­ваю­щих изо­бра­же­ний. Не­про­све­чи­ваю­щее изо­бра­же­ние по­лу­ча­ют съём­кой кад­ра по час­тям с по­мо­щью не­под­виж­ной мас­ки – не­про­зрач­ной за­слон­ки, ус­та­нав­ли­вае­мой пе­ред объ­ек­ти­вом ки­но­ап­па­ра­та, ко­то­рая пе­ре­кры­ва­ет часть кад­ра, ос­тав­ляя дру­гую от­кры­той для экс­по­ни­ро­ва­ния. При вто­рич­ной съём­ке час­ти ме­ня­ют мес­та­ми, т. е. за­кры­ва­ют экс­по­ни­ро­ван­ную часть кад­ра. Этот ме­тод по­зво­ля­ет, напр., по­ка­зать на эк­ра­не од­но­го ак­тё­ра од­но­вре­мен­но в двух ро­лях. Кро­ме не­под­виж­ных ма­сок, при­ме­ня­ют­ся под­виж­ные (т. н. блу­ж­даю­щие) мас­ки.

В ме­то­де блу­ж­даю­щей мас­ки изо­бра­же­ние сни­мае­мой сце­ны по­лу­ча­ют в два приё­ма с ис­поль­зо­ва­ни­ем спец. ма­соч­ной ки­но­плён­ки. Сна­ча­ла сни­ма­ют пе­ред­ний план на тём­ном фо­не; съём­ка осу­ще­ст­в­ля­ет­ся на обык­но­вен­ную и ма­соч­ную ки­но­плён­ки, сло­жен­ные вме­сте. За­тем ма­соч­ную плён­ку под­вер­га­ют хи­ми­ко-фо­то­гра­фич. об­ра­бот­ке, в ре­зуль­та­те че­го на ней воз­ни­ка­ет ви­ди­мое не­про­зрач­ное изо­бра­же­ние (напр., си­лу­эт ак­тё­ра), слу­жа­щее мас­кой при вто­ром экс­по­ни­ро­ва­нии. Не­про­яв­лен­ную плён­ку со­вме­ща­ют с мас­кой та­ким об­ра­зом, что­бы си­лу­эт­ное и скры­тое не­га­тив­ное изо­бра­же­ния ак­тё­ра сов­па­ли, и че­рез про­зрач­ные уча­ст­ки ма­соч­ной ки­но­плён­ки по­втор­но сни­ма­ют же­лае­мый фон сце­ны.

Ме­тод про­ек­ци­он­но­го со­вме­ще­ния по­зво­ля­ет со­вмес­тить в од­ном кад­ре неск. ра­нее сня­тых изо­бра­же­ний (пе­ре­съём­кой их про­ек­ций с од­но­го эк­ра­на) ли­бо ак­тёр­скую сце­ну и от­дель­но взя­тый фон (съём­кой ак­тё­ров на фо­не изо­бра­же­ния, спрое­ци­ро­ван­но­го на эк­ран). Съём­ка объ­ек­тов на фо­не изо­бра­же­ния, спрое­ци­ро­ван­но­го сза­ди на про­свет­ный эк­ран, по­лу­чи­ла назв. рир­про­ек­ции (от англ. rear – зад­ний, рас­по­ло­жен­ный сза­ди), а спрое­ци­ро­ван­но­го со сто­ро­ны ки­но­съё­моч­но­го ап­па­ра­та на от­ра­жаю­щий эк­ран,  фронт­про­ек­ции (от лат. frons – лоб, пе­ред­няя сто­ро­на). Съём­ка при про­ек­ци­он­ном со­вме­ще­нии мо­жет про­из­во­дить­ся как с нор­маль­ной час­то­той (обыч­но 24 кадр/с), так и в по­кад­ро­вом ре­жи­ме; при­ме­ня­ет­ся, напр., для соз­да­ния на эк­ра­не изо­бра­же­ния кос­мич. объ­ек­тов, вос­про­из­ве­де­ния «дви­жу­ще­го­ся» фо­на за ок­на­ми ав­то­ма­шин и по­ез­дов, ус­ко­ре­ния, за­мед­ле­ния или ос­та­нов­ки дей­ст­вия, из­ме­не­ния на­прав­ле­ния дви­же­ния на об­рат­ное, а так­же для со­еди­не­ния отд. мон­таж­ных кад­ров ме­ж­ду со­бой, по­лу­че­ния ки­но­трю­ков и др.

Ме­тод пер­спек­тив­но­го со­вме­ще­ния ос­но­ван на со­еди­не­нии в од­ном кад­ре изо­бра­же­ний объ­ек­тов, раз­лич­ных по мас­шта­бу и про­стран­ст­вен­но­му по­ло­же­нию, для соз­да­ния ил­лю­зии ре­аль­ной пер­спек­ти­вы. Этим приё­мом не­ред­ко поль­зу­ют­ся для изо­бра­же­ния объ­ек­та уве­ли­чен­ным или умень­шен­ным во мно­го раз (напр., че­ло­ве­ка ве­ли­ка­ном или кар­ли­ком) пу­тём из­ме­не­ния от­но­сит. мас­шта­бов де­ко­ра­ций (т. н. мас­штаб­ное со­вме­ще­ние), а так­же для съём­ки сцен, в ко­то­рых на­до со­еди­нить в кад­ре уда­лён­ные от ки­но­ап­па­ра­та объ­ек­ты с объ­ек­та­ми, на­хо­дя­щи­ми­ся вбли­зи не­го (про­стран­ст­вен­ное со­вме­ще­ние). Ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся спо­соб ки­но­съём­ки, при ко­то­ром на­ту­ра (или де­ко­ра­ция) со­вме­ща­ет­ся с ри­сун­ком или ма­ке­том. Час­то ма­ке­ты и ри­сун­ки ис­поль­зу­ют­ся не толь­ко для уве­ли­че­ния или умень­ше­ния в кад­ре раз­ме­ров на­тур­ных со­ору­же­ний или де­ко­ра­ций, но и как эле­мен­ты пе­ред­не­го и зад­не­го пла­нов в ком­по­зи­ции кад­ра. Ме­тод пер­спек­тив­но­го со­вме­ще­ния при­ме­ня­ет­ся для съём­ки фан­та­сти­че­ских и ска­зоч­ных сю­же­тов и др.

С сер. 1990-х гг. для соз­да­ния разл. спе­цэф­фек­тов на­ря­ду с тра­диц. спо­со­ба­ми К. к. ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся ком­пь­ю­тер­ные ме­то­ды, ос­но­ван­ные на пе­ре­во­де изо­бра­же­ния пу­тём ска­ни­ро­ва­ния с ки­но­плён­ки в циф­ро­вой фор­мат, по­сле­дую­щей об­ра­бот­ки мас­си­ва ин­фор­ма­ции (фай­лов) с при­ме­не­ни­ем ком­пь­ю­тер­ной гра­фи­ки и об­рат­ной пе­ре­за­пи­си «ис­прав­лен­но­го» изо­бра­же­ния на ки­но­плён­ку. Оциф­ров­ка ки­но­плён­ки с вы­со­кой сте­пе­нью раз­ре­ше­ния про­из­во­дит­ся на спец. вы­со­ко­ско­ро­ст­ных фильм-ска­не­рах, имею­щих встро­ен­ный ком­пь­ю­тер с гра­фич. ин­тер­фей­сом, что по­зво­ля­ет по­лу­чать вы­со­ко­ка­че­ст­вен­ные изо­бра­же­ния.

Вернуться к началу