Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́СКА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 271

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МА́СКА (франц. masque, от итал. – má­schera) в ки­но- и фо­то­тех­ни­ке, пло­ский не­про­зрач­ный эк­ран (с вы­ре­зом или без не­го), по­зво­ляю­щий пре­дот­вра­тить или ог­ра­ни­чить дос­туп све­то­вых лу­чей к той или иной час­ти кад­ра при съём­ке, пе­ча­та­нии и про­еци­ро­ва­нии изо­бра­же­ний. С по­мо­щью М. из­ме­ня­ют фор­мат или кон­фи­гу­ра­цию кад­ра (напр., при про­е­ци­ро­ва­нии ши­ро­ко­эк­ран­но­го филь­ма на обыч­ный эк­ран), по­лу­ча­ют на од­ном кад­ре два и бо­лее изо­бра­же­ний (напр., при ком­би­ни­ро­ван­ной ки­но­съём­ке), осу­ще­ст­в­ля­ют гра­да­ци­он­ное вы­рав­ни­ва­ние фо­то­гра­фич. изо­бра­же­ния (умень­ша­ют кон­траст) при пе­ча­та­нии с очень кон­т­ра­ст­ных не­га­ти­вов.

Для из­ме­не­ния фор­ма­та и кон­фи­гу­ра­ции кад­ра ис­поль­зу­ют М. с пря­мо­уголь­ным или фи­гур­ным вы­ре­зом, ус­та­нав­ли­вае­мые пе­ред объ­ек­ти­вом ки­но­съё­моч­но­го или про­ек­ци­он­но­го ап­па­ра­та (см. так­же Ка­ше). Для умень­ше­ния кон­тра­ста изо­бра­же­ния при пе­ча­та­нии с по­мо­щью фи­гур­ной М. пе­ре­кры­ва­ют на не­ко­то­рое вре­мя све­то­вой по­ток, па­даю­щий на свет­лые уча­ст­ки не­га­ти­ва (при кон­такт­ной пе­ча­ти) или про­шед­ший че­рез них (при про­ек­ци­он­ной пе­ча­ти), до­би­ва­ясь вы­рав­ни­ва­ния экс­по­зи­ций на тём­ных и свет­лых уча­ст­ках изо­бра­же­ния. При ком­би­ни­ро­ван­ной ки­но­съём­ке ис­поль­зу­ют фи­гур­ные М., с по­мо­щью ко­то­рых по­оче­рёд­но за­кры­ва­ют раз­ные час­ти кад­ра с це­лью про­ве­де­ния мно­го­крат­но­го экс­по­ни­ро­ва­ния; на­ря­ду с М., вы­ре­зан­ны­ми в не­про­зрач­ном ма­те­ри­але, при­ме­ня­ют­ся так­же фо­то­гра­фич. фи­гур­ные М., из­го­тов­лен­ные на фо­то­плён­ке.

Вернуться к началу