МИКРОФО́Н
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИКРОФО́Н (от микро... и ...фон), устройство для преобразования звуковых колебаний в воздушной среде в электрич. сигналы. Применяется в телефонии, радиовещании, телевидении, системах звукоусиления и звукозаписи и др. Работа основана на изменении значения к.-л. электрич. параметра М. под воздействием звука. Наиболее распространены угольные, электродинамические, конденсаторные, электретные и пьезоэлектрические микрофоны.
В порошковом угольном М., изобретённом М. К. Махальским (Россия) и независимо от него Д. Э. Юзом (США) в 1878, угольная или металлич. мембрана колеблется под действием звуковых волн, изменяя плотность и, следовательно, электрич. сопротивление прилегающего к мембране угольного порошка. Сила тока, протекающего через М. при подключении внешнего источника тока, изменяется пропорционально значениям звукового давления. Угольные М. усовершенствованной конструкции (капсюльного типа) до 1990-х гг. широко применялись в телефонии.
В электродинамическом М. преобразование акустич. колебаний в электрические происходит в результате движения проводника в постоянном магнитном поле. Этот принцип наиболее полно воплощён в ленточном М. (Э. Герлах и В. Шоттки, Германия, 1924). Между полюсами постоянного магнита располагается гофрированная ленточка из очень тонкой (порядка 2 мкм) алюминиевой фольги, колебания которой под воздействием звука вызывают электродвижущую силу на выводах ленты, пропорциональную скорости пересечения ею магнитных силовых линий. Ленточные М. подвержены ветровым и механич. воздействиям, поэтому применяются ограниченно (напр., в студиях звукозаписи).
В электродинамич. М. катушечного типа (Э. К. Венте и А. Л. Терас, США, 1931) применена диафрагма из тонкой полистирольной плёнки или алюминиевой фольги, жёстко связанная с катушкой из тонкого провода, находящейся в кольцевом зазоре магнитной системы. При колебаниях диафрагмы под действием звуковой волны витки катушки пересекают магнитные силовые линии и в катушке наводится электродвижущая сила, создающая переменное напряжение на её зажимах. Катушечные М. просты по конструкции, имеют небольшие габаритные размеры, надёжны в эксплуатации; это наиболее распространённый тип микрофона.
В конденсаторном М. (Э. К. Венте, 1917) звуковые волны действуют на тонкую металлич. мембрану, изменяя расстояние и, следовательно, электрич. ёмкость между мембраной и металлич. неподвижным корпусом, представляющими собой пластины конденсатора электрического. При подведении к пластинам постоянного напряжения изменение ёмкости вызывает появление тока через конденсатор, сила которого изменяется в такт с колебаниями звуковых частот. Разновидностью конденсаторных являются электретные М. (Ёгути, Япония, нач. 1920-х гг.), в которых роль неподвижной обкладки конденсатора, а также источника постоянного напряжения играет пластина из электрета. Конденсаторные М. применяются в высококачеств. системах звукозаписи и звукового вещания.
В пьезоэлектрическом М. (С. Н. Ржевкин и А. И. Яковлев, Россия, 1925) звуковые волны через мембрану или непосредственно воздействуют на пластину из вещества, обладающего пьезоэлектрич. свойствами, напр. из сегнетовой соли, вызывая на её поверхности появление электрич. зарядов (см. Пьезоэлектричество). Пьезоэлектрич. М. используют в слуховых аппаратах и некоторых технич. устройствах (напр., в системах авторегулирования зажигания и состава рабочей смеси автомобильных двигателей).
В зависимости от назначения М. изготовляют с разл. направленностью действия (ненаправленные, односторонне и двусторонне направленные, сверхнаправленные), определяемой конструкцией и формой мембран и корпуса М. Так, в стереофонич. радиовещании и звукозаписи для формирования сигналов левого и правого каналов применяют систему из двух одинаковых однонаправленных М. (чаще конденсаторных или электродинамических), помещённых в общем корпусе вплотную один под другим так, что направления их макс. чувствительности расположены под углом 90° относительно друг к другу (стереофонич. М.). Диапазон эффективно воспроизводимых частот в совр. М. для радиовещания и звукозаписи составляет от 30 Гц до 18–25 кГц.
В связи с развитием цифрового звукового вещания разработаны и начинают применяться в студиях «цифровые» М., которые (в отличие от вышеописанных аналоговых) формируют непосредственно цифровой сигнал и не требуют применения аналого-цифровых преобразователей в последующем тракте.