МЕХАНИ́ЧЕСКАЯ ЗА́ПИСЬ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕХАНИ́ЧЕСКАЯ ЗА́ПИСЬ звука, система записи информации, отображающей звуковой сигнал, посредством изменения формы носителя при механич. воздействии на него; является первой практич. системой звукозаписи. Запись звуковых сигналов на движущийся носитель для визуального изучения их формы применялась физиками с нач. 19 в. В 1877 Ш. Кро (Франция) обосновал принципы М. з. и воспроизведения звука, а Т. А. Эдисон подал заявку на изобретение фонографа – первого аппарата для записи звука на валик, покрытый воском или станиолевой фольгой. В 1888 Э. Берлинер (Германия) предложил использовать для звукозаписи носители в виде дисков (первоначально металлических, а затем на основе шеллачно-сланцевой смеси), что значительно упростило их тиражирование.
К кон. 19 в. сформировалась технология записи, тиражирования и воспроизведения дисков с частотой вращения 78 об/мин при диаметре 25 и 30 см (время воспроизведения одной стороны составляло 2,5 и 3,5 мин соответственно). Запись производилась с постоянным шагом перемещения рекордера по радиусу воскового диска резцом, совершающим поперечные смещения по отношению к образующейся спиральной канавке постоянной глубины, пропорциональные значениям звукового давления записываемого сигнала (поперечная запись), в отличие от записи на валик, где пропорционально значениям звукового давления записываемого сигнала изменялась глубина канавки (глубинная запись). Методами гальванопластики с воскового диска изготовлялись промежуточные никелированные копии и матрицы для массового произ-ва граммофонных пластинок горячим прессованием.
Для оперативных записей и звукового вещания в 1930–40-х гг. широко применялась М. з. на стеклянный диск, покрытый спец. лаком, целлулоидный диск, а также на перфорированную киноплёнку (аппарат «шоринофон»; изобретение А. Ф. Шорина).
Появление в нач. 1930-х гг. электромеханич. устройств звуковоспроизведения, значительно снизивших механич. нагрузки на канавку грампластинки, позволило сменить её состав, отказавшись от глинистых сланцев в качестве наполнителя; для изготовления грампластинок стали использовать поливинилхлорид. Шумы при звуковоспроизведении, определяемые в осн. наполнителем, резко снизились, что обеспечило значит. увеличение плотности записи информации. Применение микрозаписи, характерные особенности которой – сужение канавки, уменьшение амплитуды отклонения резца, переменный шаг записи (уменьшение расстояния между канавками при записи «тихих» звуков) и уменьшение частоты вращения диска до 45 и 33 1/3 об/мин, увеличило длительность воспроизведения одной стороны диска до 30 мин (и нескольких часов при частоте вращения 161/2 об/мин для записи чисто речевых произведений).
В кон. 1950-х гг. начался массовый выпуск стереофонич. грампластинок с глубинно-поперечной записью (отклонение стенки канавки при записи соответствовало значениям звукового сигнала в каждом из каналов – левом и правом; см. Стереофония).
Электроакустич. показатели канала М. з. (от микрофона до акустич. системы слушателя, включая массовую грампластинку) определялись показателями электрофона и могли достигать следующих значений: частотный диапазон 30–18000 Гц, уровень шумов относительно макс. уровня сигнала 65 дБ (при среднеквадратич. коэф. нелинейных искажений менее 0,5% и коэф. изменения частоты менее 0,01%). Высокие электроакустич. показатели поставили грампластинку на 1-е место по качеству звучания среди источников сигнала для домашнего звуковоспроизведения. Даже электроакустич. параметры цифровых компакт-дисков, практически вытеснивших грампластинку (бо́льшая плотность записи, удобство пользования), не могут превзойти аналогичные параметры пластинок. Технологии М. з. и воспроизведения продолжают совершенствоваться, и намечается возврат к грампластинкам как высококачественным носителям аналогового звукового сигнала.