Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕХАНИ́ЧЕСКАЯ ЗА́ПИСЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 170

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Л. Мишенков

МЕХАНИ́ЧЕСКАЯ ЗА́ПИСЬ зву­ка, сис­те­ма за­пи­си ин­фор­ма­ции, ото­бра­жаю­щей зву­ко­вой сиг­нал, по­сред­ст­вом из­ме­не­ния фор­мы но­си­те­ля при ме­ха­нич. воз­дей­ст­вии на не­го; яв­ля­ет­ся пер­вой прак­тич. си­сте­мой зву­ко­за­пи­си. За­пись зву­ко­вых сиг­на­лов на дви­жу­щий­ся но­си­тель для ви­зу­аль­но­го изу­че­ния их фор­мы при­ме­ня­лась фи­зи­ка­ми с нач. 19 в. В 1877 Ш. Кро (Фран­ция) обос­но­вал прин­ци­пы М. з. и вос­про­из­ве­де­ния зву­ка, а Т. А. Эди­сон по­дал за­яв­ку на изо­бре­те­ние фо­но­гра­фа – пер­во­го ап­па­ра­та для за­пи­си зву­ка на ва­лик, по­кры­тый вос­ком или ста­нио­ле­вой фоль­гой. В 1888 Э. Бер­ли­нер (Гер­ма­ния) пред­ло­жил ис­поль­зо­вать для зву­ко­за­пи­си но­си­те­ли в ви­де дис­ков (пер­во­на­чаль­но ме­тал­ли­че­ских, а за­тем на ос­но­ве шел­лач­но-слан­це­вой сме­си), что зна­чи­тель­но уп­ро­сти­ло их ти­ра­жи­ро­ва­ние.

К кон. 19 в. сфор­ми­ро­ва­лась тех­но­логия за­пи­си, ти­ра­жи­ро­ва­ния и вос­про­из­ве­де­ния дис­ков с час­то­той вра­ще­ния 78 об/мин при диа­мет­ре 25 и 30 см (вре­мя вос­про­из­ве­де­ния од­ной сто­ро­ны со­став­ля­ло 2,5 и 3,5 мин со­от­вет­ст­вен­но). За­пись про­из­во­ди­лась с по­сто­ян­ным ша­гом пе­ре­ме­ще­ния ре­кор­де­ра по ра­диу­су вос­ко­во­го дис­ка рез­цом, со­вер­шаю­щим по­пе­реч­ные сме­ще­ния по от­но­ше­нию к об­ра­зую­щей­ся спи­раль­ной ка­нав­ке по­сто­ян­ной глу­би­ны, про­пор­цио­наль­ные зна­че­ни­ям зву­ко­во­го дав­ле­ния за­пи­сы­ва­е­мо­го сиг­на­ла (по­пе­реч­ная за­пись), в от­ли­чие от за­пи­си на ва­лик, где про­пор­цио­наль­но зна­че­ни­ям зву­ко­во­го дав­ле­ния за­пи­сы­вае­мо­го сиг­на­ла из­ме­ня­лась глу­би­на ка­нав­ки (глу­бин­ная за­пись). Ме­то­да­ми галь­ва­но­пла­сти­ки с вос­ко­во­го дис­ка из­го­тов­ля­лись про­ме­жу­точ­ные ни­ке­ли­ро­ван­ные ко­пии и мат­ри­цы для мас­со­во­го про­из-ва грам­мо­фон­ных пла­сти­нок го­ря­чим прес­со­ва­ни­ем.

Для опе­ра­тив­ных за­пи­сей и зву­ко­во­го ве­ща­ния в 1930–40-х гг. ши­ро­ко при­ме­ня­лась М. з. на стек­лян­ный диск, по­кры­тый спец. ла­ком, цел­лу­ло­ид­ный диск, а так­же на пер­фо­ри­ро­ван­ную ки­но­плён­ку (ап­па­рат «шо­ри­но­фон»; изо­бре­те­ние А. Ф. Шо­ри­на).

По­яв­ле­ние в нач. 1930-х гг. элек­тро­ме­ха­нич. уст­ройств зву­ко­вос­про­из­ве­де­ния, зна­чи­тель­но сни­зив­ших ме­ха­нич. на­груз­ки на ка­нав­ку грам­пла­стин­ки, по­зво­ли­ло сме­нить её со­став, от­ка­зав­шись от гли­ни­стых слан­цев в ка­че­ст­ве на­пол­ни­те­ля; для из­го­тов­ле­ния грам­пла­сти­нок ста­ли ис­поль­зо­вать по­ли­ви­нил­хло­рид. Шу­мы при зву­ко­вос­про­из­ве­де­нии, оп­ре­де­ляе­мые в осн. на­пол­ни­те­лем, рез­ко сни­зи­лись, что обес­пе­чи­ло зна­чит. уве­ли­че­ние плот­но­сти за­пи­си ин­фор­ма­ции. При­ме­не­ние мик­ро­за­пи­си, ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти ко­то­рой – су­же­ние ка­нав­ки, умень­ше­ние ам­пли­ту­ды от­кло­нения рез­ца, пе­ре­мен­ный шаг за­пи­си (умень­ше­ние рас­стоя­ния ме­ж­ду ка­нав­ка­ми при за­пи­си «ти­хих» зву­ков) и умень­ше­ние час­то­ты вра­ще­ния дис­ка до 45 и 33 1/3 об/мин, уве­ли­чи­ло дли­тель­ность вос­про­из­ве­де­ния од­ной сто­ро­ны дис­ка до 30 мин (и не­сколь­ких ча­сов при час­то­те вра­ще­ния 161/2 об/мин для за­пи­си чис­то ре­че­вых про­из­ве­де­ний).

В кон. 1950-х гг. на­чал­ся мас­со­вый вы­пуск сте­рео­фо­нич. грам­пла­сти­нок с глу­бин­но-по­пе­реч­ной за­пи­сью (от­кло­не­ние стен­ки ка­нав­ки при за­пи­си соот­вет­ст­во­ва­ло зна­че­ни­ям зву­ко­во­го сиг­на­ла в ка­ж­дом из ка­на­лов – ле­вом и пра­вом; см. Сте­рео­фо­ния).

Элек­тро­аку­стич. по­ка­за­те­ли ка­на­ла М. з. (от мик­ро­фо­на до аку­стич. сис­те­мы слу­ша­те­ля, вклю­чая мас­со­вую грам­пла­стин­ку) оп­ре­де­ля­лись по­ка­за­те­ля­ми элек­тро­фо­на и мог­ли дос­ти­гать сле­дую­щих зна­че­ний: час­тот­ный диа­па­зон 30–18000 Гц, уро­вень шу­мов от­но­си­тель­но макс. уров­ня сиг­на­ла 65 дБ (при сред­не­квад­ра­тич. ко­эф. не­ли­ней­ных ис­ка­же­ний ме­нее 0,5% и ко­эф. из­ме­не­ния час­то­ты ме­нее 0,01%). Вы­со­кие элек­тро­аку­стич. по­ка­за­те­ли по­ста­ви­ли грам­пла­стин­ку на 1-е ме­сто по ка­че­ст­ву зву­ча­ния сре­ди ис­точ­ни­ков сиг­на­ла для до­маш­не­го зву­ко­вос­про­из­ве­де­ния. Да­же элек­тро­аку­стич. па­ра­мет­ры циф­ро­вых ком­пакт-дис­ков, прак­ти­че­ски вы­тес­нив­ших грам­пла­стин­ку (бо́ль­шая плот­ность за­пи­си, удоб­ст­во поль­зо­ва­ния), не мо­гут пре­взой­ти ана­ло­гич­ные па­ра­мет­ры пла­сти­нок. Тех­но­ло­гии М. з. и вос­про­из­ве­де­ния про­дол­жа­ют со­вер­шен­ст­во­вать­ся, и на­ме­ча­ет­ся воз­врат к грам­пла­стин­кам как вы­со­ко­ка­че­ст­вен­ным но­си­те­лям ана­ло­го­во­го зву­ко­во­го сиг­на­ла.

Лит.: Апол­ло­но­ва Л. П., Шу­мо­ва Н. Д. Грам­за­пись и ее во­спро­из­ве­де­ние. М., 1973; они же. Ме­ха­ни­че­ская зву­ко­за­пись. 2-е изд. М., 1978.

Вернуться к началу