ЛЕ́НГЛИ СЭМЮЭЛ ПИРПОНТ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕ́НГЛИ (Langley) Сэмюэл Пирпонт (22.8.1834, Роксбери, штат Массачусетс – 27.2.1906, Эйкен, штат Юж. Каролина), амер. астрофизик, один из пионеров авиации. Чл. Нац. АН США (вице-президент в 1889–91), ин. чл. Лондонского королевского об-ва (1895), Национальной (королевской) академии деи Линчеи, чл.-корр. Парижской АН (1888), президент Амер. ассоциации содействия развитию науки. В 1851 окончил Высшую школу в Бостоне. В 1851–64 работал инженером-строителем и архитектором в Чикаго и Сент-Луисе, затем – ассистентом в Гарвардской обсерватории, посетил неск. европ. обсерваторий и науч. центров (1864–65), преподавал математику в Воен.-мор. академии в Аннаполисе (1866). В 1867–89 директор обсерватории в Аллегейни и проф. физики и астрономии Питтсбургского ун-та. С 1887 секретарь Смитсоновского ин-та в Вашингтоне. Основатель (1890) и первый директор Смитсоновской астрофизич. обсерватории. В 1878–81 изобрёл болометр и применил его для измерения интенсивности излучения Солнца в широком диапазоне длин волн; исследовал распределение энергии в спектре Солнца; определил солнечную постоянную. На основе этих измерений в 1901 составил атлас ИК-части солнечного спектра.
В 1887–1906 Л. занимался аэродинамич. исследованиями и конструированием ЛА. В 1896 испытал две модели самолёта массой 12 кг (с паровыми двигателями), совершавшие полёты на расстояние до 1280 м. С 1898 по заказу правительства США строил самолёт для воен. целей, модель которого (в масштабе 1:4) испытывалась с бензиновым поршневым двигателем (ПД) в 1901 и успешно летала. Натурный самолёт «Аэродром» массой 385 кг с ПД мощностью 37 кВт 7 окт. и 8 дек. 1903 стартовал с катапульты на надстройке баржи на р. Потомак и оба раза сразу же падал в воду (пилотом был Ч. Мэнли – создатель ПД для этого самолёта). Не имея средств для дальнейших экспериментов, Л. прекратил работы по аэронавтике.
Пр. им. П. Ж. С. Жансена Франц. астрономич. об-ва (1898). Награждён медалью им. Г. Дрейпера Нац. АН США (1886).