КУЛАЧКО́ВЫЙ МЕХАНИ́ЗМ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУЛАЧКО́ВЫЙ МЕХАНИ́ЗМ, механизм, в состав которого обычно входят два подвижных звена – кулачок (ведущее звено) и взаимодействующий с ним толкатель (ведомое звено), а также стойка (неподвижное звено). Подвижные звенья К. м. образуют высшую кинематическую пару. Кулачок – деталь в виде пластины, диска или цилиндра с поверхностью переменной кривизны, позволяющей при движении передавать сопряжённой детали (т. е. ведомому звену – толкателю или штанге) движение с заранее заданными параметрами и траекторией. Постоянный контакт толкателя с кулачком обеспечивается с помощью кинематического или силового замыкания. К. м. могут быть плоскими, пространственными или осевыми с плоским, тарельчатым либо роликовым толкателем (ролик устанавливается для уменьшения трения). Недостаток К. м. – большое удельное давление в точке контакта кулачка с толкателем, а также сложность изготовления кулачка переменного профиля. К. м. применяют в разл. областях машиностроения: двигателях внутр. сгорания, металлорежущих станках, машинах для пищевой, текстильной пром-сти, а также в механизмах автоматич. или полуавтоматич. действия для обеспечения «жёсткого» управления выполняемым процессом.