ИНЕРЦИА́ЛЬНАЯ СИСТЕ́МА УПРАВЛЕ́НИЯ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНЕРЦИА́ЛЬНАЯ СИСТЕ́МА УПРАВЛЕ́НИЯ, система управления движением ракет-носителей (РН) и космич. аппаратов (КА), в которой для определения параметров движения и формирования команд управления используются приборы, основанные на явлении инерции. И. с. у. выполняет построение на борту РН и КА связанной с центром масс базовой (опорной) системы координат, оси которой сохраняют неизменным своё положение в пространстве; измеряет кажущееся ускорение (часть полного ускорения РН и КА, сообщаемая всеми действующими на него внешними силами, за исключением сил тяготения) и кажущуюся скорость (скорость РН и КА, определяемая по значению кажущегося ускорения); вычисляет с учётом действия гравитац. сил действительную скорость и перемещения в заданной инерциальной системе отсчёта; управляет движением РН и КА.
Различают автономные и неавтономные И. с. у. Автономные И. с. у. осуществляют управление на основе информации, полученной от бортовых измерителей, с использованием метода жёсткого управления (при котором минимизируются отклонения от программной траектории, выбранной до пуска РН) или гибкого управления (т. е. программные функции определяются из условий оптимальности на каждом такте вычислит. процесса). Недостаток автономных И. с. у. – накопление погрешностей, вызванных т. н. уходами гироскопов и ошибками акселерометров (бортовых приборов, измеряющих линейное ускорение РН и КА). Неавтономные И. с. у. для коррекции погрешностей используют информацию от внешних источников (напр., радиосигналы аппаратуры, расположенной вне РН и КА, излучение небесных тел и др.).
И. с. у. могут быть выполнены на гиростабилизированной платформе и без неё. В первом случае акселерометры устанавливают на стабилизированной площадке, а направления осей измерения выбирают из условия минимизации целевой функции. В результате двукратного интегрирования ускорений с учётом гравитац. поля и начальных условий РН в момент старта определяют скорость и перемещение РН (КА) относительно выбранного базиса. Во втором случае И. с. у. строится на основе принципа БИНС – бесплатформенной инерциальной навигационной системы. Инерциальными датчиками БИНС являются высокоточные гироскопич. измерители вектора угловой скорости и измерители кажущегося ускорения, устанавливаемые на корпусе РН (КА). В результате интегрирования абсолютной угловой скорости БИНС вычисляет положение связанных осей КА относительно инерциального базиса. Получили распространение И. с. у., построенные по принципу корректируемой БИНС, с использованием звёздных, солнечных датчиков, датчиков Земли, аппаратуры спутниковой навигации и др. Такие И. с. у. реализованы на кораблях «Союз-Прогресс», орбитальной станции «Мир», спутниках связи «Ямал» и др.