Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗОЛОТНИ́К

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 532

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Г. Гаспарян
Цилиндрический золотник: 1, 2 – поршни; 3 – шток; 4 – втулка; 5 – окна.

ЗОЛОТНИ́К, уст­рой­ст­во в машинах и ме­ха­низмах, слу­жа­щее для управ­ле­ния по­то­ком ра­бо­чей жид­кости, пара или га­за. Про­стей­ший (ко­роб­ча­тый) З. изо­брёл англ. ме­ха­ник У. Мёр­док (1799); зо­лот­ни­ко­вое рас­пре­де­ле­ние то­п­лив­ной сме­си бы­ло при­ме­не­но в 1860-х гг. Э. Ле­нуа­ром для дви­га­те­ля внутр. сго­ра­ния в ка­че­ст­ве впу­ск­но­го и вы­пу­ск­но­го кла­па­нов. Рас­про­стра­не­ние по­лу­чил ци­лин­д­рический З. (рис.): два порш­ня на об­щем што­ке, ко­то­рые пе­ре­ме­ща­ют­ся во втул­ке (кор­пу­се) с от­вер­стия­ми (ок­на­ми). При воз­врат­но-по­сту­пательном дви­же­нии поршня внут­ри ци­лин­д­ра З. осу­ще­ст­в­ля­ет пе­рио­дический впуск ра­бо­че­го те­ла в ци­линдр и вы­пуск от­ра­бо­тав­ше­го га­за в ат­мо­сфе­ру че­рез ок­на, со­еди­няя при этом в тре­буе­мой по­сле­до­ва­тель­но­сти ра­бо­чие по­лос­ти ма­ши­ны. Для обес­пе­че­ния лёг­ко­го сколь­же­ния порш­ня не­об­хо­ди­ма дос­та­точ­но вы­со­кая точ­ность об­ра­бот­ки внутр. по­лос­ти ци­лин­д­ра, т. н. зо­лот­ни­ко­во­го зер­ка­ла. З. (пло­ский, ци­лин­д­ри­ческий, кла­пан­ный и др.) при­ме­нял­ся в сис­те­мах па­ро­рас­пре­де­ле­ния для ре­гу­ли­ро­ва­ния мощ­но­сти в па­ро­вых ма­ши­нах. Совр. З. ис­поль­зу­ют­ся в гид­ро­сис­те­мах ра­бо­чих ор­га­нов до­рож­ных, стро­ительных и др. ма­шин. Управ­ле­ние З. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся: вруч­ную (с по­мо­щью сис­те­мы ры­ча­гов, тяг); дис­тан­ци­он­но-ме­ха­ни­че­ским (гиб­ки­ми тро­си­ка­ми), дис­тан­ци­он­но-гид­рав­ли­че­ским или элек­тро­гид­рав­лическим спо­со­бом. З. мо­гут иметь неск. фик­си­рованных по­ло­же­ний (2-, 3-, 4-по­зи­ци­он­ные), что обес­пе­чи­ва­ет по­оче­рёд­ное или од­но­вре­мен­ное уп­рав­ле­ние не­сколь­ки­ми ис­пол­ни­тель­ны­ми ме­ха­низ­ма­ми, т. е. по­зво­ля­ет со­вме­щать опе­ра­ции в ра­бо­чем цик­ле ма­ши­ны.

Вернуться к началу