ЖИ́ДКОСТНЫЙ РАКЕ́ТНЫЙ ДВИ́ГАТЕЛЬ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЖИ́ДКОСТНЫЙ РАКЕ́ТНЫЙ ДВИ́ГАТЕЛЬ (ЖРД), реактивный двигатель, не использующий для работы окружающую среду и работающий на жидком ракетном топливе. Может функционировать в атмосфере и в космич. (межпланетном) пространстве.
ЖРД – осн. тип двигателей на космич. кораблях, широко применяется также в высотных исследованиях и боевых баллистич. ракетах дальнего действия, зенитных управляемых ракетах; ограниченно – в боевых ракетах др. классов, на эксперим. самолётах и др.
По назначению различают ЖРД основные (маршевые), разгонных блоков, верхних ступеней, корректирующие, тормозные, рулевые, микроракетные (могут работать в импульсном режиме). Топливо ЖРД может быть однокомпонентным и двухкомпонентным (горючее и окислитель); большинство совр. ЖРД работают на двухкомпонентном топливе. ЖРД состоит из камеры сгорания (КС), сопла, турбонасосного агрегата подачи топлива, газогенератора, системы автоматики, органов регулирования, системы зажигания, телеметрич. датчиков, вспомогат. агрегатов (теплообменников, рулевых приводов и др.), рамы и др. Ведутся работы по созданию трёхкомпонентных ЖРД.
Горючее и окислитель впрыскиваются под давлением в КС через форсунки, перемешиваются, испаряются и воспламеняются. Воспламенение (зажигание) топлива может осуществляться химич., пиротехнич. и электрич. средствами. Топливо после воспламенения горит при высоких давлениях (в некоторых случаях до 15–25 МПа и более). При горении топлива образуются газообразные продукты сгорания (рабочее тело), нагретые до темп-ры 3700–3900 К, которые истекают из камеры сгорания в окружающее пространство через сопло. Для целостности конструкции КС при такой темп-ре необходимо непрерывное её охлаждение. Оно может осуществляться, напр., с помощью горючего, протекающего перед поступлением в смесительную головку по каналам внешней системы охлаждения камеры сгорания. Такой способ охлаждения называется регенеративным. По мере движения продуктов сгорания по длине сопла их темп-ра и давление уменьшаются, а скорость возрастает, переходя порог скорости звука в миним. (критическом) сечении сопла. На выходе из сопла скорость истечения достигает 2700–4500 м/с. Тяга, создаваемая каждым килограммом газов, вытекающих из двигателя в 1 с, называется удельным импульсом тяги. Чем выше скорость истечения, тем больше удельный импульс и, следовательно, тем совершеннее топливо и двигатель. Различают ЖРД с турбонасосной подачей топлива без дожигания продуктов сгорания (открытая схема), в котором продукты газогенерации после срабатывания в турбине выбрасываются в окружающую среду через вспомогат. сопла (давление в камерах сгорания 4,9–7,8 МПа), и ЖРД с дожиганием (закрытая, или замкнутая, схема), в котором продукты газогенерации после срабатывания в турбине направляются в камеру ЖРД для дожигания. Такие ЖРД не имеют потерь удельного импульса, обусловленных необходимостью привода в действие турбонасосного агрегата, и уровень давления в КС достигает 14,7–26,5 МПа.
Историческая справка
Принципиальная схема ЖРД разработана К. Э. Циолковским в 1903, доказавшим возможность использования ЖРД для полётов в космос. Учёный также указал наиболее выгодные ракетные топлива и исследовал вопросы устройства осн. агрегатов. Практич. работы по созданию были начаты в 1921 в США Р. Годдардом, осуществившим в 1926 первый в мире запуск ракеты с ЖРД. В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. к разработке ЖРД приступили в СССР, Германии и др. странах. В 1931 были испытаны первые рос. ЖРД – ОРМ (опытный ракетный мотор) и ОРМ-1, созданные В. П. Глушко в ленингр. Газодинамич. лаборатории (ГДЛ). В 1933 испытана двигательная установка ОР-2 конструкции Ф. А. Цандера, а двигатель-10, созданный моск. Группой изучения реактивного движения (ГИРД), обеспечил полёт жидкостной ракеты.
До нач. 2-й мировой войны в СССР и США появились опытные образцы ЖРД с тягой до нескольких сотен кг, предназначенные для эксперим. ЛА. В Германии во время 2-й мировой войны в процессе проводившихся интенсивных работ в области ракетной техники были созданы разнообразные типы ЖРД боевого назначения, многие из которых производились серийно. Лучшими были ЖРД зенитной управляемой ракеты «Вассерфаль» и баллистич. ракеты Фау-2. Первыми серийными рос. ЖРД стали двигатели РД-1 и РД-1Х3, созданные к концу войны в ГДЛ-ОКБ.
Дальнейшее развитие ЖРД определили начатые в сер. 1950-х гг. в СССР и США программы по созданию межконтинентальных баллистич. ракет и ракет-носителей (РН). Для их реализации были созданы мощные, экономичные и компактные ЖРД, работающие на кислородно-керосиновом топливе. В 1960-х гг. созданы ЖРД, работающие на высококипящих топливах, и кислородно-водородные ЖРД. Впервые идея замкнутой схемы была разработана в кон. 1950-х гг. в СССР в НИИ-1 (ныне Исследовательский центр им. М. В. Келдыша) и реализована в 1960. Эти ЖРД с сер. 1960-х гг. широко применяются на РН (напр., «Протон», Н-1). Наряду с мощными маршевыми ЖРД созданы многочленные ЖРД средней и малой тяги.
В 1970–90-х гг. создан один из самых мощных в мире четырёхкамерных ЖРД – РД-170 (давление в камере сгорания 24,5 МПа, тяга на земле/в вакууме 7200/7900 кН) для первых ступеней ракетно-космич. комплекса «Энергия – Буран» и его модификации РД-171 для РН «Зенит», а также высокоресурсный маршевый двигатель РД-0120 тягой 1961 кН для 2-й ступени РН «Энергия» на энергоёмких компонентах топлива (кислород – керосин); на стратегич. ракете Р-36М («Сатана») установлен двигатель РД-264 тягой 4520 кН с давлением в камере сгорания 20,6 МПа. Для орбитального корабля «Буран» впервые в мировой практике для космич. аппарата использован криогенный окислитель – жидкий кислород и горючее – синтетич. углеводород синтин, что существенно повысило энергетич. возможности орбитального корабля и сделало его эксплуатацию более безопасной и экологически чистой. В 2001 успешно проведено первое огневое испытание кислородно-керосинового двигателя РД-191 (замкнутая схема), созданного для 1-й ступени семейства рос. РН «Ангара»; в 2005 разработан четырёхкамерный ЖРД РД-0124 (замкнутая схема) для установки на 3-ю ступень РН «Союз-2-1Б». Крупнейшие из зарубежных организаций, занятых разработкой ЖРД, находятся в США. Ведущая фирма – «Rocketdyne», разработавшая: в 2000 кислородно-водородный двигатель RS-68 (открытая схема, тяга 3230 кН) для установки на ракете Delta 4, в 2002 – кислородно-водородный ЖРД RS-83 (замкнутая схема) тягой 2900 кН в рамках программы НАСА «Космическая пусковая инициатива» SLI (Space Launch Initiative).
Большинство рос. космич. ЖРД, обеспечивших полёты первых рос. искусств. спутников Земли, искусств. спутников Солнца, Луны, Марса, автоматич. станций на Луну, Венеру и Марс, космич. кораблей, всех геофизич. и др. ракет в 1949 – 70-х гг., создано под рук. В. П. Глушко, А. М. Исаева, С. А. Косберга, М. В. Мельникова и др. конструкторов. ЖРД получили широкое развитие в США, Великобритании, Франции и др. странах.
Дальнейшее развитие ЖРД связано с поиском и освоением новых топлив и разработкой новых технич. принципов, обеспечивающих дальнейшее увеличение кпд и уменьшение габаритов и массы ЖРД. Ведутся работы над созданием двигательных установок для многоразовых средств выведения на базе ЖРД и воздушно-реактивных двигателей.