Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОРО́ЖНО-ТРА́НСПОРТНОЕ ПРОИСШЕ́СТВИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 290

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ДОРО́ЖНО-ТРА́НСПОРТНОЕ ПРО­ИС­ШЕ́СТ­ВИЕ (ДТП), со­бы­тие, воз­ник­шее в про­цес­се дви­же­ния по ав­то­мо­биль­ной до­ро­ге транс­порт­но­го сред­ст­ва и с его уча­сти­ем, при ко­то­ром по­гиб­ли или ра­не­ны лю­ди, по­вре­ж­де­ны транс­порт­ные сред­ст­ва, со­ору­же­ния, гру­зы ли­бо при­чи­нён иной ма­те­ри­аль­ный ущерб. ДТП и их по­след­ст­вия ино­гда ха­рак­те­ри­зу­ют по­ня­ти­ем ава­рий­ность.

По дан­ным ме­ж­ду­нар. ор­га­ни­за­ций, рост ко­ли­че­ст­ва ДТП на до­ро­гах ми­ра пред­став­ля­ет ре­аль­ную опас­ность для де­мо­гра­фич. си­туа­ции и нац. безо­пас­но­сти мн. го­су­дарств. Еже­год­но жерт­ва­ми ДТП ста­но­вят­ся 1,2 млн. чел. и ещё 20–50 млн. чел. по­лу­ча­ют в ава­ри­ях тя­жё­лые уве­чья, по­это­му ава­рий­ность от­не­се­на ООН к осн. уг­ро­зам со­вре­менно­сти. В РФ при­ня­та Фе­де­раль­ная це­ле­вая про­грам­ма «По­вы­ше­ние без­опас­но­сти до­рож­но­го дви­же­ния в 2006–12 гг.», осн. це­лью ко­то­рой яв­ля­ет­ся со­кра­ще­ние чис­ла по­гиб­ших гра­ж­дан в ДТП. В 1995–2005 в РФ в ДТП по­гиб­ло ок. 315 тыс. чел., из ко­то­рых бо­лее чет­вер­ти – лю­ди наи­бо­лее ак­тив­но­го тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та (26–40 лет), бо­лее 2 млн. чел. по­лу­чи­ли уве­чья. Осн. ви­ды ДТП в РФ – на­езд на пе­ше­хо­да, пре­пят­ст­вие или на стоя­щее транс­порт­ное сред­ст­во, а так­же столк­но­ве­ние и оп­ро­ки­ды­ва­ние. Ава­рий­ность свя­за­на со мно­ги­ми объ­ек­тив­ны­ми фак­то­ра­ми: рос­том чис­ла ав­то­мо­би­лей у на­се­ле­ния, на­рас­таю­щей дис­про­пор­ци­ей ме­ж­ду ко­ли­че­ст­вом транс­порт­ных средств и до­рож­ной се­тью, не рас­счи­тан­ной на совр. ин­тен­сив­ность дви­же­ния, улуч­ше­ни­ем ско­ро­ст­ных ка­честв ав­то­мо­би­лей. Не­ма­ло ДТП про­ис­хо­дит из-за не­удов­ле­тво­ри­тель­но­го со­стоя­ния до­рож­но­го по­кры­тия. Од­на­ко осн. при­чи­ной яв­ля­ет­ся край­не низ­кая дис­ци­п­ли­на как во­ди­те­лей, так и пе­ше­хо­дов. Св. 75% всех ДТП свя­за­ны с на­ру­ше­ния­ми Пра­вил до­рож­но­го дви­же­ния во­ди­те­ля­ми транс­порт­ных средств, ок. 20% – с не­пра­виль­ным вы­бо­ром ско­ро­сти дви­же­ния. Вслед­ст­вие вы­ез­да на по­ло­су встреч­но­го дви­же­ния ре­ги­ст­ри­ру­ет­ся ок. 13% ДТП. Ка­ж­дое вось­мое ДТП со­вер­шил во­ди­тель, на­хо­див­ший­ся в со­стоя­нии опь­я­не­ния, ка­ж­дое седь­мое – не имев­ший пра­ва на управ­ле­ние транс­порт­ным сред­ст­вом. Ли­ца, ви­нов­ные в ДТП, не­сут от­вет­ст­вен­ность в со­от­вет­ст­вии с дей­ст­вую­щим за­ко­но­да­тель­ст­вом.

Для пре­ду­пре­ж­де­ния и про­фи­лак­ти­ки ДТП при­ме­ня­ют­ся сле­дую­щие ме­ры: со­вер­шен­ст­во­ва­ние кон­ст­рук­ции ав­то­мо­би­ля (см. Безо­пас­ный ав­то­мо­биль); раз­ви­тие улич­но-до­рож­ной се­ти, уве­ли­че­ние её про­пу­ск­ной спо­соб­но­сти; по­вы­ше­ние мас­тер­ст­ва во­ди­те­лей и улуч­ше­ние дис­ци­п­ли­ны пе­ше­хо­дов и во­ди­те­лей транс­пор­та.

Вернуться к началу