Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОРО́ЖНАЯ ОДЕ́ЖДА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 288-289

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. И. Поспелов

ДОРО́ЖНАЯ ОДЕ́ЖДА, ук­ре­п­лён­ная про­ез­жая часть ав­то­мо­биль­ной до­ро­ги, пред­став­ляю­щая со­бой кон­ст­рук­цию из разл. ма­те­риа­лов, хо­ро­шо со­про­тив­ляю­щих­ся воз­дей­ст­вию кли­ма­тич. фак­то­ров и на­груз­ке от ко­лёс ав­то­мо­би­лей и уло­жен­ных по­слой­но на по­верх­ность под­го­тов­лен­но­го зем­ля­но­го по­лот­на. В Д. о. раз­ли­ча­ют ряд кон­ст­рук­тив­ных сло­ёв. Верх­ний слой – по­кры­тие – не­по­сред­ст­вен­но вос­при­ни­ма­ет ис­ти­раю­щие, удар­ные и сдви­го­вые на­груз­ки от ко­лёс, а так­же воз­дей­ст­вие при­род­ных фак­то­ров. По­кры­тие долж­но быть ров­ным и ше­ро­хо­ва­тым, что не­об­хо­ди­мо для обес­пе­че­ния вы­со­ко­ско­ро­ст­но­го безо­пас­но­го дви­же­ния ав­то­мо­би­лей. Не­су­щей проч­ной ча­стью Д. о. яв­ля­ет­ся слой ос­но­ва­ния, ко­то­рый пред­на­зна­чен для пе­ре­да­чи и рас­пре­де­ле­ния дав­ле­ния на рас­по­ло­жен­ные ни­же до­пол­нит. слои или на грунт зем­ля­но­го по­лот­на. До­пол­нит. слои ос­но­ва­ния слу­жат для от­во­да из­бы­точ­ной во­ды из верх­них сло­ёв зем­ля­но­го по­лот­на, осу­ше­ния Д. о. и обес­пе­че­ния мо­ро­зо­устой­чи­во­сти кон­ст­рук­ции.

В це­лях дос­ти­же­ния не­об­хо­ди­мой проч­но­сти и дол­го­веч­но­сти Д. о. при про­ек­ти­ро­ва­нии (на­зна­че­нии ти­па по­кры­тия, оп­ре­де­ле­нии тол­щи­ны ка­ж­до­го кон­ст­рук­тив­но­го слоя, вы­бо­ре ма­те­риа­лов для отд. кон­ст­рук­тив­ных сло­ёв) учи­ты­ва­ют­ся про­гно­зи­руе­мый со­став и ин­тен­сив­ность дви­же­ния ав­то­мо­би­лей по до­ро­ге, гид­ро­гео­ло­гич. ус­ло­вия ме­ст­но­сти, не­об­хо­ди­мость обес­пе­че­ния ус­той­чи­во­сти по­кры­тия к ат­мо­сфер­ным воз­дей­ст­ви­ям в те­че­ние все­го пе­рио­да ме­ж­ду пла­но­вы­ми ре­мон­та­ми.

Д. о. по со­во­куп­но­сти экс­плуа­тац. ха­рак­те­ри­стик и тех­ни­ко-эко­но­мич. по­ка­за­те­лей до­рож­ных по­кры­тий раз­де­ля­ют на 4 груп­пы: с по­кры­тия­ми ка­пи­таль­но­го ти­па (ас­фаль­то­бе­тон­ны­ми или це­мен­то­бе­тон­ны­ми); с усо­вер­шен­ст­во­ван­ны­ми по­кры­тия­ми (ас­фаль­то­бе­тон­ны­ми, дёг­те­бе­тон­ны­ми или из щеб­ня, об­ра­бо­тан­но­го вя­жу­щи­ми ма­те­риа­ла­ми); с пе­ре­ход­ны­ми по­кры­тия­ми (из щеб­ня проч­ных по­род, из грун­тов, об­ра­бо­тан­ных вя­жу­щи­ми ма­те­риа­ла­ми, или из ще­бё­ноч­но-­гра­вий­ных сме­сей); с низ­ши­ми по­кры­тия­ми (из ще­бё­ноч­но-гра­вий­но-пес­ча­ных сме­сей или грун­тов, улуч­шен­ных ме­ст­ны­ми ма­те­риа­ла­ми).

За­тра­ты на строи­тель­ст­во Д. о. мо­гут дос­ти­гать 60% об­щей стои­мо­сти строи­тель­ст­ва ав­то­мо­биль­ной до­ро­ги. Как пра­ви­ло, Д. о. уст­раи­ва­ют на всей ши­ри­не про­ез­жей час­ти, но ино­гда (для со­кра­ще­ния стои­мо­сти) её вы­пол­ня­ют в ви­де отд. по­лос (ко­лей).

Слои­стый ха­рак­тер Д. о. при­об­ре­ла уже во вре­ме­на Древ­не­го Ри­ма. Тол­щи­на Д. о., со­стоя­щей из не­сколь­ких сло­ёв, бы­ла ок. 1 м, по­это­му рим. до­ро­ги на­зы­ва­ли «ле­жа­щи­ми сте­на­ми». В кон. 18 в. наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли Д. о. из па­ке­ля­жа – кам­ней, ус­та­нав­ли­вае­мых ши­ро­кой сто­ро­ной на грун­то­вое или пес­ча­ное ос­но­ва­ние и рас­кли­ни­вае­мых щеб­нем. Сле­дую­щий этап раз­ви­тия тех­ни­ки до­рож­но­го строи­тель­ст­ва – пе­ре­ход к Д. о. толь­ко из щеб­ня, к т. н. ще­бё­ноч­но­му шос­се, ко­то­рое обыч­но свя­зы­ва­ют с име­нем шотл. до­рож­ни­ка Дж. Мак-Ада­ма (1756–1836). На­чав с 1806 брать под­ря­ды на до­рож­ное строи­тель­ст­во, Мак-­Адам раз­ра­бо­тал соб­ст­вен­ную сис­те­му по­строй­ки до­рог из двух сло­ёв щеб­ня. Эта Д. о. на­зы­ва­ет­ся ма­ка­дам или «бе­лый ще­бень» (при­ме­ня­ет­ся и в на­ши дни). Во 2-й пол. 19 в. поя­ви­лись по­кры­тия на ос­но­ве ор­га­нич. вя­жу­щих ма­те­риа­лов: пе­сок или ще­бень об­ра­ба­ты­ва­лись дёг­тем или би­ту­мом (с 1870 – в США, позд­нее – во Фран­ции и др.). На­чав­шее­ся с нач. 20 в. мас­со­вое про­из-во ав­то­мо­би­лей из­ме­ни­ло ус­ло­вия ра­бо­ты Д. о. Преж­нее по­кры­тие не мог­ло вы­дер­жать ин­тен­сив­но­го дви­же­ния ав­то­мо­би­лей, и с 1920-х гг. на­ча­лось строи­тель­ст­во ав­то­мо­биль­ных до­рог с ас­фаль­то­бе­тон­ным по­кры­ти­ем.

Лит. см. при ст. Ав­то­мо­биль­ная до­ро­га.

Вернуться к началу