ДОРО́ЖНАЯ ОДЕ́ЖДА
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОРО́ЖНАЯ ОДЕ́ЖДА, укреплённая проезжая часть автомобильной дороги, представляющая собой конструкцию из разл. материалов, хорошо сопротивляющихся воздействию климатич. факторов и нагрузке от колёс автомобилей и уложенных послойно на поверхность подготовленного земляного полотна. В Д. о. различают ряд конструктивных слоёв. Верхний слой – покрытие – непосредственно воспринимает истирающие, ударные и сдвиговые нагрузки от колёс, а также воздействие природных факторов. Покрытие должно быть ровным и шероховатым, что необходимо для обеспечения высокоскоростного безопасного движения автомобилей. Несущей прочной частью Д. о. является слой основания, который предназначен для передачи и распределения давления на расположенные ниже дополнит. слои или на грунт земляного полотна. Дополнит. слои основания служат для отвода избыточной воды из верхних слоёв земляного полотна, осушения Д. о. и обеспечения морозоустойчивости конструкции.
В целях достижения необходимой прочности и долговечности Д. о. при проектировании (назначении типа покрытия, определении толщины каждого конструктивного слоя, выборе материалов для отд. конструктивных слоёв) учитываются прогнозируемый состав и интенсивность движения автомобилей по дороге, гидрогеологич. условия местности, необходимость обеспечения устойчивости покрытия к атмосферным воздействиям в течение всего периода между плановыми ремонтами.
Д. о. по совокупности эксплуатац. характеристик и технико-экономич. показателей дорожных покрытий разделяют на 4 группы: с покрытиями капитального типа (асфальтобетонными или цементобетонными); с усовершенствованными покрытиями (асфальтобетонными, дёгтебетонными или из щебня, обработанного вяжущими материалами); с переходными покрытиями (из щебня прочных пород, из грунтов, обработанных вяжущими материалами, или из щебёночно-гравийных смесей); с низшими покрытиями (из щебёночно-гравийно-песчаных смесей или грунтов, улучшенных местными материалами).
Затраты на строительство Д. о. могут достигать 60% общей стоимости строительства автомобильной дороги. Как правило, Д. о. устраивают на всей ширине проезжей части, но иногда (для сокращения стоимости) её выполняют в виде отд. полос (колей).
Слоистый характер Д. о. приобрела уже во времена Древнего Рима. Толщина Д. о., состоящей из нескольких слоёв, была ок. 1 м, поэтому рим. дороги называли «лежащими стенами». В кон. 18 в. наибольшее распространение получили Д. о. из пакеляжа – камней, устанавливаемых широкой стороной на грунтовое или песчаное основание и расклиниваемых щебнем. Следующий этап развития техники дорожного строительства – переход к Д. о. только из щебня, к т. н. щебёночному шоссе, которое обычно связывают с именем шотл. дорожника Дж. Мак-Адама (1756–1836). Начав с 1806 брать подряды на дорожное строительство, Мак-Адам разработал собственную систему постройки дорог из двух слоёв щебня. Эта Д. о. называется макадам или «белый щебень» (применяется и в наши дни). Во 2-й пол. 19 в. появились покрытия на основе органич. вяжущих материалов: песок или щебень обрабатывались дёгтем или битумом (с 1870 – в США, позднее – во Франции и др.). Начавшееся с нач. 20 в. массовое произ-во автомобилей изменило условия работы Д. о. Прежнее покрытие не могло выдержать интенсивного движения автомобилей, и с 1920-х гг. началось строительство автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием.