ЗЕМЛЯНО́Е ПОЛОТНО́
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗЕМЛЯНО́Е ПОЛОТНО́, инженерное сооружение в виде искусственно выровненной полосы земли (с приданием ей допустимых уклонов), которая служит основанием верхнего строения ж.-д. пути или проезжей части автомобильной дороги. З. п. воспринимает нагрузки от рельсошпальной решётки, балластного слоя и эксплуатируемого подвижного состава (на железных дорогах), от дорожной одежды и автомобилей (на автомобильных дорогах), равномерно распределяя эту нагрузку на нижележащий естеств. грунт (рис.). При строительстве З. п. сооружают насыпи, выемки и прилегающие к ним устройства. Уклоны З. п. выполняют более пологими, чем в естеств. местности, путём срезания части грунта или, наоборот, подсыпкой (напр., в местах расположения дороги в пониженных местах). Участки насыпей выс. менее 1 м считают нулевыми отметками. При сильнопересечённом рельефе местности и в горных районах, где дороги часто приходится прокладывать вдоль косогоров, используют такие типы З. п., как полунасыпи-полувыемки, насыпи с подпорными стенками и врезанные в косогор полки и др. Для обеспечения надёжности работы З. п. насыпи возводят из устойчивых грунтов, которые укладывают горизонтальными слоями, хорошо уплотняя и защищая от проникновения воды. Ширина З. п. автомобильных дорог в верхней его части определяется шириной проезжей части и обочин, наличием разделит. полос. Ширина осн. площадки железной дороги принимается в зависимости от категории дороги (напр., для однопутных линий 1–2-й категорий – ширина 7 м).
Верхняя часть З. п. соединяется с прилегающей местностью спланированными наклонными плоскостями – откосами. Крутизну откосов характеризует коэф. заложения – отношение высоты откоса к его горизонтальной проекции; нормируемое заложение откоса определяется высотой насыпи (глубиной выемки), типом грунта, геологич. и гидрогеологич. условиями, ценностью с.-х. угодий, способами произ-ва работ при строительстве, требованиями ландшафтного проектирования. Во избежание занесения З. п. снегом и для обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах у низких насыпей устраивают пологие откосы, по которым автомобиль, не опрокидываясь, может съехать с дороги. В зоне З. п. располагаются также резервы – неглубокие выработки грунта вдоль дороги, из которых был взят грунт для отсыпки насыпи, и кавальеры – параллельные выемкам валы грунта, не потребовавшегося для отсыпки смежных участков насыпей. В состав З. п. входят все сооружения, предназначенные для осушения дороги и отвода от неё воды, – боковые канавы (кюветы), нагорные и забанкетные канавы, дренажи, а также укрепительные и защитные сооружения (противоналёдные, противообвальные, лавинозащитные).
Стоимость постройки З. п., как правило, не превышает 12–15% от общей стоимости строительства дороги.