Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОЗДУ́ШНО-РАКЕ́ТНЫЙ ДВИ́ГАТЕЛЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 570

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. П. Самойлов

ВОЗДУ́ШНО-РАКЕ́ТНЫЙ ДВИ́ГАТЕЛЬ, ком­би­ни­ро­ван­ный ре­ак­тив­ный дви­га­тель, в ко­то­ром осу­ще­ст­в­ля­ют­ся цик­лы воз­душ­но-ре­ак­тив­но­го дви­га­те­ля (ВРД) и ра­кет­но­го дви­га­те­ля (РД). К дви­га­те­лям это­го ти­па от­но­сят­ся, в ча­ст­но­сти, ра­кет­но-пря­мо­точ­ный и тур­бо­ра­кет­ный дви­га­те­ли (экс­пе­рим. об­раз­цы). В от­ли­чие от ВРД в кон­ту­ре ра­кет­но-пря­мо­точ­но­го дви­га­те­ля ус­та­нов­лен РД, эжек­ти­рую­щий ат­мо­сфер­ный воз­дух; смесь про­дук­тов сго­ра­ния РД с воз­ду­хом ис­те­ка­ет из со­пла, соз­да­вая тя­гу. Ра­кет­ное то­п­ли­во мо­жет со­дер­жать из­бы­ток го­рю­че­го и до­жи­гать­ся при сме­ше­нии с воз­ду­хом. В от­ли­чие от тур­бо­ре­ак­тив­но­го дви­га­те­ля в тур­бо­ра­кет­ном (ра­кет­но-тур­бин­ном) дви­га­те­ле ра­бо­чим те­лом тур­би­ны яв­ля­ют­ся про­дук­ты сго­ра­ния ра­кет­но­го то­п­ли­ва (а не сме­си ке­ро­си­на с воз­ду­хом).

В В.-р. д. мо­жет ис­поль­зо­вать­ся лю­бое ра­кет­ное то­п­ли­во: твёр­дое, жид­кое, од­но- и двух­ком­по­нент­ное и др. Тур­бо­ра­кет­ный и ра­кет­но-пря­мо­точ­ный дви­га­те­ли мо­гут ра­бо­тать дос­та­точ­но эко­но­мич­но при та­ких ско­ро­стях и вы­со­тах по­лё­та, где при­ме­не­ние ВРД не­це­ле­со­об­раз­но или не­воз­мож­но.

Об­ла­дая вы­со­кой тя­гой, при­хо­дя­щей­ся на еди­ни­цу пло­ща­ди ми­де­ле­во­го се­че­ния (мак­си­маль­ное по пло­ща­ди по­пе­реч­ное се­че­ние те­ла плос­ко­стью, пер­пен­ди­ку­ляр­ной ба­зо­вой оси те­ла) дви­га­те­ля, и ма­лой мас­сой, эти дви­га­те­ли обес­пе­чи­ва­ют вы­со­кую эф­фек­тив­ность раз­го­на в диа­па­зо­не чи­сел $M$=0–3 ($M$Ма­ха чис­ло) и вы­сот по­лё­та от 0 до 25 км. На ос­но­ве ра­кет­но-пря­мо­точ­но­го дви­га­те­ля с твёр­дым то­п­ли­вом в 1960–70-х гг. в Рос­сии был раз­ра­бо­тан и вве­дён в экс­плуа­та­цию эф­фек­тив­ный зе­нит­ный ком­плекс «КУБ».

Ино­гда к В.-р. д. от­но­сят т. н. РД с возд. фор­си­ро­ва­ни­ем, ко­то­рый пред­по­ла­га­ет­ся по­лу­чить ус­та­нов­кой в хво­сто­вой час­ти ра­ке­ты внеш­ней обе­чай­ки, эжек­ти­рую­щей в ре­ак­тив­ную струю ат­мо­сфер­ный воз­дух (этим дос­ти­га­ет­ся уве­ли­че­ние тя­ги), а так­же жид­ко­ст­ный ре­ак­тив­ный дви­га­тель, в ко­то­ром пред­по­ла­га­ет­ся ис­поль­зо­вать в ка­че­ст­ве окис­ли­те­ля ат­мо­сфер­ный воз­дух, сжи­жае­мый при по­лё­те ле­тат. ап­па­ра­та.

Вернуться к началу