ВА́НКЕЛЯ ДВИ́ГАТЕЛЬ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВА́НКЕЛЯ ДВИ́ГАТЕЛЬ, роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания. Предложен в 1957 нем. инж. Ф. Ванкелем. Особенность В. д.: внутри его цилиндра, форма которого выполнена по эпитрохоиде, вращается трёхгранный ротор (поршень). Он установлен на эксцентриковом валу и жёстко соединён с зубчатым колесом, которое обкатывается вокруг неподвижной шестерни корпуса. Грани ротора, скользя по поверхности цилиндра, образуют отд. переменные объёмы камер (рис.), обеспечивая 4-тактный цикл в каждой из них: впуск (I), сжатие (II), расширение (III), выпуск (IV). Камеры герметизируются уплотнит. пластинами: радиальными, прижимаемыми к цилиндру центробежными силами и давлением газа, и торцевыми – ленточными пружинами. Смесеобразование, зажигание (свеча), смазывание, охлаждение, пуск – как у поршневого двигателя внутреннего сгорания (ПДВС).
Достоинства: при заданной мощности имеют в 2–3 раза меньшие габариты и массу по сравнению с ПДВС, малое количество подвижных элементов, не нужен спец. механизм газораспределения. К недостаткам относятся сложность герметизации камер и, как следствие, сокращение срока службы. В. д. применяются на спец. автомобилях, лодках и др.