Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

А́ТЛАС ЦВЕТО́В

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 457

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Ф. Артюшин

А́ТЛАС ЦВЕТО́В, сис­те­ма­ти­зи­ро­ван­ный на­бор раз­но­ок­ра­шен­ных об­раз­цов – цвет­ных эта­ло­нов; пред­на­зна­чен для ви­зу­аль­но­го под­бо­ра эта­лон­ной ок­ра­ски, не­от­ли­чи­мой от кон­тро­ли­руе­мой (в т. ч. в из­ме­няе­мых ус­ло­ви­ях ос­ве­ще­ния). Кон­тро­ли­руе­мой ок­ра­ске при­сваи­ва­ет­ся бу­к­вен­но-циф­ро­вое обо­зна­че­ние (спе­ци­фи­ка­ция), со­от­вет­ст­вую­щее вы­бран­но­му эта­ло­ну А. ц. Спе­ци­фи­ка­ция ок­ра­сок по А. ц. – наи­бо­лее точ­ное и про­стое сред­ст­во кон­тро­ля цве­та при из­го­тов­ле­нии ок­ра­шен­ных ма­те­риа­лов и из­де­лий, напр. пря­жи, тка­ней (в т. ч. с муа­ром, се­реб­ря­ной ни­тью). Ви­зу­аль­ное срав­не­ние ок­ра­ски об­раз­ца с эта­ло­на­ми А. ц. по­зво­ля­ет так­же ус­та­но­вить на­ли­чие све­то­цве­то­вых эф­фек­тов (бле­ска, се­реб­ри­сто­сти), воз­ни­каю­щих в от­ра­жён­ном све­те вслед­ст­вие его дис­пер­сии и по­ля­ри­за­ции на мик­ро­рель­е­фах мно­го­слой­ных ок­ра­сок и не­ре­ги­ст­ри­руе­мых в ко­ло­ри­мет­рии. Для кон­тро­ля све­то­цве­то­вых эф­фек­тов эта­ло­ны из­го­тов­ля­ют на двух раз­ных по струк­ту­ре по­верх­но­стях (напр., в по­ли­гра­фии на бу­ма­гах разл. глад­ко­сти).

Сис­те­ма­ти­за­ция цвет­ных эта­ло­нов в А. ц. для удоб­ст­ва срав­не­ния с кон­тро­ли­руе­мой ок­ра­ской пре­ду­смат­ри­ва­ет наи­бо­лее близ­кое их рас­по­ло­же­ние по двум из трёх ат­ри­бу­тов цве­та (по цве­то­во­му то­ну и на­сы­щен­но­сти ли­бо по свет­ло­те и цве­то­во­му то­ну). По­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние неск. спо­со­бов сис­те­ма­ти­за­ции цвет­ных эта­ло­нов. Напр., цве­то­вая сис­те­ма, при­ме­нён­ная в А. ц. Ост­валь­да, по­строе­на по прин­ци­пу раз­бе­ли­ва­ния и за­чер­не­ния цве­та ка­ж­до­го из 24 ис­поль­зуе­мых пиг­мен­тов сме­ше­ни­ем с чёр­ной и бе­лой крас­ка­ми (по­доб­но жи­во­пис­ной па­лит­ре ху­дож­ни­ка). Про­пор­цио­наль­ная за­ме­на бе­лой крас­ки на чёр­ную об­ра­зу­ет цве­то­те­не­вые ря­ды для 24 цве­то­вых то­нов с рав­но­мер­ным умень­ше­ни­ем свет­ло­ты. В рав­но­кон­тра­ст­ной цве­то­вой сис­те­ме, при­ме­нён­ной в А. ц. Ман­сел­ла, цвет­ные об­раз­цы рас­пре­де­ле­ны по ви­зу­аль­но рав­ным цве­то­вым раз­ли­чи­ям всех трёх ат­ри­бу­тов цве­та – цве­то­во­го то­на, на­сы­щен­но­сти и свет­ло­ты. От­ли­чит. осо­бен­ность этой сис­те­мы – уве­ли­че­ние ко­ли­че­ст­ва раз­ли­чи­мых цве­то­вых то­нов при по­вы­ше­нии на­сы­щен­но­сти цве­та. Из спе­циа­ли­зи­ро­ван­ных А. ц. осо­бое ме­сто за­ни­ма­ют т. н. ме­ди­цин­ские, пред­на­зна­чен­ные для об­на­ру­же­ния де­фек­тов и ано­ма­лий цве­то­во­го зре­ния.

Лит.: Джадд Д., Вы­шец­ки Г. Цвет в нау­ке и тех­ни­ке. М., 1978.

Вернуться к началу