Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АВТОМАТИЗА́ЦИЯ ПОСА́ДКИ САМОЛЁТА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 154

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Кобзев

АВТОМАТИЗА́ЦИЯ ПОСА́ДКИ САМО­ЛЁТА, час­тич­ная или пол­ная пе­ре­да­ча функ­ций эки­па­жа на разл. эта­пах по­сад­ки са­мо­лё­та (за­ход на по­сад­ку, соб­ст­вен­но по­сад­ка) сис­те­ме ав­то­ма­ти­че­ско­го управ­ле­ния са­мо­лё­том (ав­то­пи­ло­ту). Точ­ность ав­то­ма­тич. за­хо­да на по­сад­ку обес­пе­чи­ва­ет­ся взаи­мо­дей­ст­ви­ем бор­то­во­го ра­дио­тех­нич. и пи­ло­таж­но-на­ви­гац. обо­ру­до­ва­ния с на­зем­ны­ми ра­дио­тех­нич. сред­ст­ва­ми. Сте­пень А. п. с. за­ви­сит от по­год­но­го ми­ни­му­ма, ха­рак­те­ри­зую­ще­го по­год­ные ус­ло­вия (вы­со­та ниж­ней гра­ни­цы об­ла­ков, ви­ди­мость на взлёт­но-по­са­доч­ной по­ло­се и др.) во вре­мя за­хо­да на по­сад­ку или при по­сад­ке са­мо­лё­та, а так­же от ка­те­го­рий по­год­ного ми­ни­му­ма для са­мо­лё­та, аэро­дро­ма и ко­ман­ди­ра са­мо­лё­та. Ме­ж­ду­нар. ор­гани­за­ци­ей гражд. авиа­ции (ИКАО) установ­ле­но по 3 ка­те­го­рии по­год­но­го мини­му­ма для са­мо­лё­тов, аэ­ро­дро­мов и ко­ман­ди­ров воз­душ­ных су­дов. При этом, ес­ли у них раз­ные ка­те­го­рии по­год­но­го ми­ни­му­ма, А. п. с. про­во­дят по ка­те­го­рии с бо­лее низ­ким ми­ни­му­мом. При А. п. с. по I и II ка­те­го­ри­ям по­годно­го ми­ни­му­ма ав­то­ма­тич. пи­ло­ти­ро­ва­ние са­мо­лё­та по глис­са­де осу­ще­ст­в­ляет­ся до оп­ре­де­лён­ной вы­со­ты, по­сле че­го управ­ле­ние пе­ре­да­ёт­ся лёт­чи­ку. Ка­те­гория III по­зво­ля­ет со­вершать по­сад­ку в ав­то­ма­тич. ре­жи­ме. А. п. с. обес­пе­чи­ва­ет по­выш. безо­пас­ность по­лёта из-за умень­ше­ния влия­ния «че­ло­ве­че­ско­го фак­то­ра». Она так­же эко­но­ми­че­ски эф­фек­тив­на, т. к. в не­по­го­ду (при со­от­вет­ст­вую­щих по­год­ных ми­ни­му­мах) по­зво­ля­ет са­мо­лё­ту при­зем­лить­ся в аэро­пор­ту на­зна­че­ния, а не ухо­дить на за­пас­ной аэро­дром.

Бор­то­вые при­бо­ры для А. п. с. вклю­ча­ют в се­бя ра­дио­тех­нич. уг­ло­мер­ные сис­те­мы (кур­со­вой и глис­сад­ный при­ём­ни­ки), ра­дио­вы­со­то­мер ма­лых вы­сот и др. ап­па­ра­ту­ру. Обо­ру­до­ва­ние аэ­ро­дро­мов, по­зво­ляю­щих А. п. с., со­сто­ит из кур­со­вых и глис­сад­ных ра­дио­мая­ков, све­то­тех­нич. сис­тем и др. Раз­ра­бо­та­ны мик­ро­вол­но­вые сис­те­мы А. п. с., при ко­то­рых тра­ек­то­рия са­мо­лё­та от­сле­жи­ва­ет­ся в ра­дио­на­ви­гац. и ра­дио­ло­кац. по­лях, ор­га­ни­зо­ван­ных в про­стран­ст­ве над аэ­ро­пор­том с по­мо­щью ра­дио­тех­нич. средств аэро­пор­та. По­доб­ная пол­но­стью ав­то­ма­тич. по­сад­ка вы­пол­не­на в 1988 отеч. пи­ло­ти­руе­мым ор­би­таль­ным ко­раб­лём мно­го­ра­зо­во­го ис­поль­зо­ва­ния «Бу­ран». От­ра­ба­ты­ва­ют­ся и др. сис­те­мы А. п. с., напр. с по­мо­щью на­ви­гац. спут­ни­ков Зем­ли.

Лит.: Бе­ло­го­род­ский С. Л. Ав­то­ма­ти­за­ция управ­ле­ния по­сад­кой са­мо­ле­та. М., 1972.

Вернуться к началу