Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

24 ЧАСА́ ЛЕ-МА́НА

  • рубрика

    Рубрика: Спорт

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. И. Андрианов

«24 ЧАСА́ ЛЕ-МА́НА» (франц.« 24 Heures du Mans»), автомобильная гонка на выносливость. Проводится с 1923 г., как правило в июне, и является старейшей. Организатор – Западный автомобильный клуб (Франция; Automobile Club de l’Ouest – ACO). Гонка проходит на трассе «Сарта» (Circuit de la Sarthe; открыта в 1923; длина 13,626 тыс. м) близ г. Ле-Ман (департамент Сарта). Цель – преодолеть наибольшее расстояние за 24 ч (без перерывов). По современным правилам, в каждой команде должны быть заявлены 3 пилота, сменяющие друг друга за рулём на протяжении гонки. Принцип формирования команд свободный: они могут состоять из профессионалов или любителей, представлять подразделения автопроизводителей или спонсоров. Первоначально участие принимали серийные автомобили, в дальнейшем их стали заменять спортивные прототипы (на 1.11. 2020 соревновались в 4 классах – LMP1, LMP2, LMGTE Pro и LMGTE Am). С 1953 г. по 1992 г. (с перерывами в 1956, 1976–1979 и 1989–1990) являлась этапом чемпионата мира среди спортивных автомобилей (спорткаров), в 2011 г. была частью Межконтинентального кубка Ле-Мана, с 2012 г. – Мирового чемпионата по автогонкам на выносливость ФИА (Международной автомобильной федерации).

Наибольшее число побед среди фирм-производителей у «Порше» (ФРГ) – 19 (в период с 1970 по 2017). Немецкая команда «Ауди» первенствовала 13 раз (с 2000 по 2014), итальянская «Феррари» имеет в активе 9 побед (с 1949 по 1965). Индивидуальным рекордом владеет датчанин Т. Кристенсен, 9 раз выигрывавший гонку (с 1997 по 2013). За ним с 6 победами (1969–1982) следует Ж. Икс (Бельгия). Автогонка в Ле-Мане послужила прообразом для многих известных 24-часовых гонок на выносливость – на автодромах «Дайтона» (США), «Нюрбургринг» (Германия), «Спа-Франкоршам» (Бельгия) и др. На её основе появились континентальные серии «24 часа Ле-Мана»: Азиатская, Американская и Европейская. Существуют разновидности гонки «24 часа Ле-Мана» для мотоциклов, грузовых автомобилей, картов.

Нашла отражение в культуре, в частности в знаменитой кинокартине «Мужчина и женщина» («Un Homme et une Femme»; Франция, 1966), а также в художественных фильмах «Ле-Ман» («Le Mans»; США, 1971), «Мишель Вальян: жажда скорости» («Michel Vaillant»; Франция, 2003), «"Форд" против "Феррари"» («Ford v Ferrari»; США, 2019).

Победители гонки «24 часа Ле-Мана» в общем зачёте среди автомобилей

Год

Команда

Автомобиль

Состав

1923

«Шенар и Валькер» (Франция)

«Шенар и Валькер Спорт 3 Литр»

А. Лагаш / Р. Леонар (оба – Франция)

1924

«Экип Бентли» (Великобритания)

«Бентли 3 Литр Спорт»

Дж. Дафф (Канада) / Ф. Клемент (Великобритания)

1925

«Экип Лоррен Дитрих»

(Франция)

«Лоррен-Дитрих B3–6»

Ж. де Курсель / А. Росиньоль (оба – Франция)

1926

«Экип Лоррен Дитрих»

(Франция)

«Лоррен-Дитрих B3–6»

Р. Блош / А. Россиньоль (оба – Франция)

1927

«Бентли Моторс Лтд» (Великобритания)

«Бентли 3 Литр Супер Спорт»

Д. Бенджафилд / С. Дэвис (оба – Великобритания)

1928

«Бентли Моторс Лтд» (Великобритания)

«Бентли 4 1 / 2 Литр»

В. Барнато / Б. Рубин (оба – Великобритания)

1929

«Бентли Моторс Лтд» (Великобритания)

«Бентли Спид Сикс»

В. Барнато / Г. Кидстон (оба – Великобритания)

1930

«Бентли Моторс Лтд» (Великобритания)

«Бентли Спид Сикс»

В. Барнато / Г. Кидстон (оба – Великобритания)

1931

«Эрл Хау» (Великобритания)

«Альфа-Ромео 8С 2300»

Э. Хау / Г. Биркин (оба – Великобритания)

1932

«Раймон Соммер» (Франция)

«Альфа-Ромео 8С 2300»

Р. Соммер (Франция) / Л. Кинетти (Италия)

1933

«Раймон Соммер» (Франция)

«Альфа-Ромео 8С 2300»

Р. Соммер (Франция) / Т. Нуволари (Италия)

1934

«Луиджи Кинетти / Филипп Этанселен» (Италия)

«Альфа-Ромео 8С 2300»

Л. Кинетти (Италия) / Ф. Этанселен (Франция)

1935

«Артур У. Фокс» (Великобритания)

«Лагонда М45R Рапид»

Дж. Хайндмарш / Л. Фонтес (оба – Великобритания)

1936

 

Гонка отменена

 

1937

«Роже Лабрик» (Франция)

«Бугатти Тайп 57G Танк»

Ж. П. Вимиль / Р. Бенуа (оба – Франция)

1938

«Эжен Шабу / Жан Тремуле» (Франция)

«Делаэ 135CS»

Э. Шабу / Ж. Тремуле (оба – Франция)

1939

«Жан Пьер Вимиль» (Франция)

«Бугатти Тайп 57S Танк»

Ж. П. Вимиль / П. Вейрон (оба – Франция)

1940–48

 

Гонка не проводилась

 

1949

«Лорд Селсдон» (Великобритания)

«Феррари 116MM»

Л. Кинетти (Италия, США) / П. Митчелл-Томпсон (Великобритания)

1950

«Луи Розье» (Франция)

«Тальбо-Лаго Т26 Гранд Спорт»

Л. Розье / Ж. Л. Розье (оба – Франция)

1951

«Питер Уокер» (Великобритания)

«Ягуар XK-120C»

П. Уокер / П. Уайтхед (оба – Великобритания)

1952

«Даймлер-Бенц А. Г.» (ФРГ)

«Мерседес-Бенц 300SL»

Х. Ланг / Ф. Рисс (оба – ФРГ)

1953

«Ягуар Карс Лтд» (Великобритания)

«Ягуар Си-Тайп»

Т. Ролт / Д. Хамилтон (оба – Великобритания)

1954

«Скудерия Феррари» (Италия)

«Феррари 375 Плюс»

Х. Ф. Гонсалес (Аргентина) / М. Трентиньян (Франция)

1955

«Ягуар Карс Лтд» (Великобритания)

«Ягуар Ди-Тайп»

М. Хоторн / А. Бьюб (оба – Великобритания)

1956

«Экюри Экосс» (Великобритания)

«Ягуар Ди-Тайп»

Р. Флокхарт / Н. Сандерсон (оба – Великобритания)

1957

«Экюри Экосс» (Великобритания)

«Ягуар Ди-Тайп»

Р. Флокхарт / А. Бьюб (оба – Великобритания)

1958

«Скудерия Феррари» (Италия)

«Феррари 250 TR58»

О. Жендебьен (Бельгия) / Ф. Хилл (США)

1959

«Д. Браун» (Великобритания)

«Астон Мартин DBR1»

К. Шелби (США) / Р. Сальвадори (Великобритания)

1960

«Скудерия Феррари» (Италия)

«Феррари 250 TR59/60»

О. Жендебьен / П. Фрёр (Бельгия)

1961

«Скудерия Феррари» (Италия)

«Феррари 250 TRI/61»

О. Жендебьен (Бельгия) / Ф. Хилл (США)

1962

«СпА Феррари СЕФАК» (Италия)

«Феррари 330 TRI / LM Спайдер»

О. Жендебьен (Бельгия) / Ф. Хилл (США)

1963

«СпА Феррари СЕФАК» (Италия)

«Феррари 250 P»

Л. Скарфиотти / Л. Бандини (оба – Италия)

1964

«CпА Феррари СЕФАК» (Италия)

«Феррари 275 P»

Ж. Гише (Франция) / Н. Ваккарелла (Италия)

1965

«Норт Американ Рейсинг Тим» (США)

«Феррари 250 LM»

Й. Риндт (Австрия) / М. Грегори (США)

1966

«Шелби Американ Инк.» (США)

«Форд GT40 Mk. II»

Б. Макларен / К. Эймон (оба – Новая Зеландия)

1967

«Шелби Американ Инк.» (США)

«Форд GT40 Mk. IV»

Д. Герни / Э. Дж. Фойт (оба – США)

1968

«Дж. У. Аутомотив Инжиниринг» (Великобритания)

«Форд GT40 Mk. I»

П. Родригес (Мексика) / Л. Бьянки (Франция)

1969

«Дж. У. Аутомотив Инжиниринг» (Великобритания)

«Форд GT40 Mk. I»

Ж. Икс (Бельгия) / Дж. Оливер (Великобритания)

1970

«Порше КГ Зальцбург» (Австрия)

«Порше 917К»

Х. Херрманн (ФРГ) / Р. Эттвуд (Великобритания)

1971

«Мартини Рейсинг Тим» (ФРГ)

«Порше 917К»

Х. Марко (Австрия) / Г. ван Леннеп (Нидерланды)

1972

«Экип Матра Симка Шелл» (Франция)

«Матра Симка MS670»

А. Пескароло (Франция) / Г. Хилл (Великобритания)

1973

«Экип Матра Симка Шелл» (Франция)

«Матра Симка MS670B»

А. Пескароло / Ж. Ларрусс (оба – Франция)

1974

«Экип Житан» (Франция)

«Матра Симка MS670С»

А. Пескароло / Ж. Ларрусс (оба – Франция)

1975

«Галф Рисёрч Рейсинг Ко» (Великобритания)

«Мираж GR8 – Форд-Косуорт»

Ж. Икс (Бельгия) / Д. Белл (Великобритания)

1976

«Мартини Рейсинг Порше Систем» (ФРГ)

«Порше 936»

Ж. Икс (Бельгия) / Г. ван Леннеп (Нидерланды)

1977

«Мартини Рейсинг Порше Систем» (ФРГ)

«Порше 936»

Ж. Икс (Бельгия) / Х. Хейвуд (США) / Ю. Барт (ФРГ)

1978

«Рено Спорт» (Франция)

«Рено Альпин А442B»

Ж. П. Жоссо / Д. Перони (оба – Франция)

1979

«Порше Кремер Рэйсинг» (ФРГ)

«Порше 935 К3»

К. Людвиг (ФРГ) / Б. Уиттингтон (США) / Д. Уиттингтон (США)

1980

«Жан Рондо» (Франция)

«Рондо M379B – Форд-Косуорт»

Ж. Рондо / Ж. П. Жоссо (оба – Франция)

1981

«Порше Систем» (Франция)

«Порше 936»

Ж. Икс (Бельгия) / Д. Белл (Великобритания)

1982

«Ротманс Порше Систем» (ФРГ)

«Порше 956»

Ж. Икс (Бельгия) / Д. Белл (Великобритания)

1983

«Ротманс Порше» (ФРГ)

«Порше 956»

В. Шуппан (Австрия) / Э. Холберт (США) / Х. Хейвуд (США)

1984

«Ньюменджойст» (ФРГ)

«Порше 956»

К. Людвиг (ФРГ) / А. Пескароло (Франция)

1985

«Ньюменджойст» (ФРГ)

«Порше 956»

К. Людвиг (ФРГ) / П. Барилла (Италия) / Дж. Уинтер (ФРГ)

1986

«Ротманс Порше АГ» (ФРГ)

«Порше 962С»

Д. Белл (Великобритания) / Х. Й. Штук (ФРГ) / Э. Холберт (США)

1987

«Ротманс Порше АГ» (ФРГ)

«Порше 962С»

Д. Белл (Великобритания) / Х. Й. Штук (ФРГ) / Э. Холберт (США)

1988

«Силк Кат Ягуар» (Великобритания)

«Ягуар XJR-9LM»

Я. Ламмерс (Нидерланды) / Дж. Дамфрис (Великобритания) / Э. Уоллас (Великобритания)

1989

«Тим Заубер Мерседес» (ФРГ)

«Заубер С9 – Мерседес-Бенц»

Й. Масс (ФРГ) / М. Ройтер (ФРГ) / С. Диккенс (Швеция)

1990

«Силк Кат Ягуар» (Великобритания)

«Ягуар XJR-12»

Дж. Нильсен (Дания) / П. Кобб (США) / М. Брандл (Великобритания)

1991

«Маздаспид Ко Лтд» (Япония)

«Мазда 787B»

Ф. Вайдлер (ФРГ) / Дж. Херберт (Великобритания) / Б. Гашо (Франция)

1992

«Пежо Тальбо Спорт» (Франция)

«Пежо 905 Эво 1B»

Д. Уорик (Великобритания) / Я. Дальма (Франция) / М. Бланделл (Великобритания)

1993

«Пежо Тальбо Спорт» (Франция)

«Пежо 905 Эво 1B»

Дж. Брэбем (Австралия) / К. Бушю (Франция) / Э. Элари (Франция)

1994

«Ле-Ман Порше Тим» (Франция)

«Дауэр 962 Ле-Ман»

Я. Дальма (Франция) / Х. Хейвуд (США) / М. Бальди (Италия)

1995

«Кокусай Кайхацу Рейсинг» (Великобритания)

«Макларен Ф1 GTR»

Я. Дальма (Франция) / Ю. Ярвилехто (Финляндия) / М. Секия (Япония)

1996

«Йост Рейсинг» (Германия)

«ТВР Порше WSC-95»

М. Ройтер (Германия) / Д. Джонс (США) / А. Вурц (Австрия)

1997

«Йост Рейсинг» (Германия)

«ТВР Порше WSC-95»

М. Альборето (Италия) / С. Юханссон (Швеция) / Т. Кристенсен (Дания)

1998

«Порше АГ» (Франция)

«Порше 911 GT1-98»

Л. Айелло (Франция) / А. Макниш (Великобритания) / С. Ортелли (Франция)

1999

«Тим БМВ Мотоспорт» (Германия)

«БМВ В12 LMR»

П. Мартини (Италия) / Я. Дальма (Франция) / Й. Винкельхок (Германия)

2000

«Ауди Спорт Тим Йост» (Германия)

«Ауди R8»

Ф. Била (Германия) / Т. Кристенсен (Дания) / Э. Пирро (Италия)

2001

«Ауди Спорт Тим Йост» (Германия)

«Ауди R8»

Ф. Била (Германия) / Т. Кристенсен (Дания) / Э. Пирро (Италия)

2002

«Ауди Спорт Тим Йост» (Германия)

«Ауди R8»

Ф. Била (Германия) / Т. Кристенсен (Дания) / Э. Пирро (Италия)

2003

«Тим Бентли» (Великобритания)

«Бентли Спид 8»

Т. Кристенсен (Дания) / Р. Капелло (Италия) / Г. Смит (Великобритания)

2004

«Ауди Спорт Джапан Тим Го» (Япония)

«Ауди R8»

С. Ара (Япония) / Т. Кристенсен (Дания) / Р. Капелло (Италия)

2005

«АДТ Чемпион Рейсинг» (США)

«Ауди R8»

Ю. Ярвилехто (Финляндия) / М. Вернер (Германия) / Т. Кристенсен (Дания)

2006

«Ауди Спорт Тим Йост» (Германия)

«Ауди R10 TDI»

Ф. Била (Германия) / Э. Пирро (Италия) / М. Вернер (Германия)

2007

«Ауди Спорт Норт Америка» (США)

«Ауди R10 TDI»

Ф. Била (Германия) / Э. Пирро (Италия) / М. Вернер (Германия)

2008

«Ауди Спорт Норт Америка» (США)

«Ауди R10 TDI»

Т. Кристенсен (Дания) / А. Макниш (Великобритания) / Р. Капелло (Италия)

2009

«Пежо Спорт Тоталь» (Франция)

«Пежо 908 HDi FAP»

Д. Брэбем (Австралия) / М. Жене (Испания) / А. Вурц (Австрия)

2010

«Астон Мартин Рэйсинг» (Великобритания)

«Ауди R15 TDI плюс»

М. Роккенфеллер (Германия) / Т. Бернхард (Германия) / Р. Дюма (Франция)

2011

«Ауди Спорт Тим Йост» (Германия)

«Ауди R18 TDI»

М. Фесслер (Швейцария) / А. Лоттерер (Германия) / Б. Трелуйе (Франция)

2012

«Ауди Спорт Тим Йост» (Германия)

«Ауди R18 э-трон кваттро»

М. Фесслер (Швейцария) / А. Лоттерер (Германия) / Б. Трелуйе (Франция)

2013

«Ауди Спорт Тим Йост» (Германия)

«Ауди R18 э-трон кваттро»

А. Макниш (Великобритания) / Т. Кристенсен (Дания) / Л. Дюваль (Франция)

2014

«Ауди Спорт Тим Йост» (Германия)

«Ауди R18 э-трон кваттро»

М. Фесслер (Швейцария) / А. Лоттерер (Германия) / Б. Трелуйе (Франция)

2015

«Порше Тим» (Германия)

«Порше 919 Гибрид»

Н. Хюлькенберг (Германия) / Э. Бамбер (Новая Зеландия) / Н. Тэнди (Великобритания)

2016

«Порше Тим» (Германия)

«Порше 919 Гибрид»

Р. Дюма (Франция) / Н. Яни (Швейцария) / М. Либ (Германия)

2017

«Порше ЛМП Тим» (Германия)

«Порше 919 Гибрид»

Б. Хартли (Новая Зеландия) / Э. Бамбер (Новая Зеландия) / Т. Бернхард (Германия)

2018

«Тойота Гадзу Рейсинг» (Япония)

«Тойота TS050 Гибрид»

С. Буэми (Швейцария) / Ф. Алонсо (Испания) / К. Накадзима (Япония)

2019

«Тойота Гадзу Рейсинг» (Япония)

«Тойота TS050 Гибрид»

С. Буэми (Швейцария) / Ф. Алонсо (Испания) / К. Накадзима (Япония)

2020

«Тойота Гадзу Рейсинг» (Япония)

«Тойота TS050 Гибрид»

С. Буэми (Швейцария) / Б. Хартли (Новая Зеландия) / К. Накадзима (Япония)

Интернет-ресурс:
L’Automobile Club de l'Ouest (A.C.O.). – URL: www.lemans.org.

Вернуться к началу