Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́РТОЧНЫЕ И́ГРЫ

  • рубрика

    Рубрика: Спорт

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 251

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Линдер

КА́РТОЧНЫЕ И́ГРЫ, иг­ры с по­мо­щью ко­ло­ды иг­раль­ных карт, вклю­чаю­щей разл. ко­ли­че­ст­во (от 32 до 52) лис­тов с изо­бра­же­ни­ем мас­тей, цифр, букв, фи­гур и др. Иг­раль­ные кар­ты из­вест­ны с древ­но­сти. В Древ­ней Ин­дии кар­точ­ные мас­ти пред­став­ля­ли со­бой изо­бра­же­ние жи­вот­ных или рас­те­ний, в Древ­нем Егип­те су­ще­ст­во­ва­ла ко­ло­да карт для га­да­ния – та­ро, в ней бы­ло 78 лис­тов (ар­ка­нов), в т. ч. 22 стар­ших ар­ка­на и 56 млад­ших. Уже в 1120 н. э. в Ки­тае иг­ра­ли ко­ло­дой карт с 4 мас­тя­ми; их про­об­ра­зом бы­ли из­вест­ко­вые плит­ки 1 в. н. э., а идея из­го­тов­ле­ния на кар­то­не с оп­ре­де­лён­ной оч­ко­вой шка­лой поя­ви­лась по­сле соз­да­ния кос­тя­но­го до­ми­но. В Ев­ро­пе К. и. поя­ви­лись во вре­ме­на пер­вых кре­сто­вых по­хо­дов (11–13 вв.). Од­на из пер­вых из­вест­ных кар­точ­ных ко­лод из­го­тов­ле­на в 14 в. в Лом­бар­дии; 4 мас­ти пред­став­ля­ли со­бой ча­ши, ме­чи, день­ги и жез­лы; ка­ж­дая из мас­тей вклю­ча­ла по 10 карт, ещё 4 кар­ты (каж­дой ма­сти) изо­бра­жа­ли ко­ро­ля, ко­ро­ле­ву, ры­ца­ря и ору­же­нос­ца (все­го 56 карт); мас­ти карт варь­и­ро­ва­лись – зе­лё­ная, жёл­тая, го­лу­бая, крас­ная. Бо­лее бы­ст­ро­му и ши­ро­ко­му рас­про­стра­не­нию К. и. спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тие кни­го­пе­ча­та­ния в Ев­ро­пе в сер. 15 в. и свя­зан­ное с этим по­ни­же­ние цен на кар­точ­ные ко­ло­ды. В кон. 15 в. во Фран­ции 4 кар­точ­ные мас­ти при­ня­ли совр. вид: пи­ки, тре­фы, буб­ны, чер­ви. В Рос­сии К. и. из­вест­ны с 16 в. К то­му вре­ме­ни от­но­сят­ся и пер­вые за­пре­ты на К. и., в т. ч. спец. указ Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча (1649) и упо­ми­на­ния в «па­мя­тях» Тих­вин­ско­го мон. (1663 и 1668). Пётр I за­пре­тил иг­рать в кар­ты и кос­ти на ко­раб­лях (1710) и во вре­мя вой­ны (1717). Бо­лее по­пу­ляр­ны­ми К. и. ста­но­вят­ся в пе­ри­од цар­ст­во­ва­ния Пет­ра II и Ели­за­ве­ты. В 1761 бы­ла пред­при­ня­та по­пыт­ка за­ко­но­да­тель­но раз­де­лить К. и. на азарт­ные (за­пре­тить иг­ру на боль­шие сум­мы де­нег в оп­ре­де­лён­ные ви­ды К. и.) и т. н. ком­мер­че­ские (т. е. «доз­во­ля­лись» иг­ры на уме­ние – винт, вист и др.). В 18–19 вв. К. и. ста­но­вят­ся всё бо­лее по­пу­ляр­ны­ми сре­ди дво­рян­ст­ва, чи­нов­ни­ков и во­ен­ных. Сре­ди из­вест­ных кар­точ­ных иг­ро­ков: имп. Ека­те­ри­на II, кня­зья Г. Г. Ор­лов, Г. А. По­тём­кин, А. А. Вя­зем­ский, А. Н. Го­ли­цын. В 1807 в С.-Пе­тер­бур­ге из­да­но «Вер­ное сред­ст­во вы­иг­рать в азарт­ные кар­точ­ные иг­ры». В 1817 при Алек­сан­д­ров­ской ма­ну­фак­ту­ре (под С.-Пе­тер­бур­гом) от­кры­лась кар­точ­ная фаб­ри­ка, по­лу­чив­шая мо­но­поль­ное пра­во на про­из-во карт. По­ми­мо ча­ст­ных до­мов в кар­ты иг­ра­ли в ка­ба­ках, трак­ти­рах и об­ществ. клу­бах (напр., в С.-Пе­тер­бур­ге – в Боль­шом ме­щан­ском, Ку­пе­че­ском, Анг­лий­ском и др.). Те­ма К. и. не­од­но­крат­но ис­поль­зо­ва­лась по­эта­ми и пи­са­те­ля­ми, напр. А. С. Пуш­ки­ным (по­вес­ти «Вы­стрел» и «Пи­ко­вая да­ма»), М. Ю. Лер­мон­то­вым (дра­ма «Мас­ка­рад», но­вел­ла «Фа­та­лист», по­эма «Там­бов­ская ка­зна­чей­ша»), Н. В. Го­го­лем (пье­са «Иг­ро­ки»), Ф. М. Дос­то­ев­ским (ро­ман «Иг­рок»). С юно­сти ув­ле­кал­ся К. и. по­эт Н. А. Не­кра­сов, ко­то­ро­го счи­та­ли од­ним из са­мых ус­пеш­ных иг­ро­ков С.-Пе­тер­бур­га.

О мно­го­об­ра­зии К. и. сви­де­тель­ст­ву­ет из­ме­не­ние при­стра­стий в об­ще­ст­ве к разл. иг­рам: во вре­ме­на Пет­ра I иг­ра­ли в марь­яж, лом­бер, ко­ро­ли; Ека­те­рины II – в лом­бер, вист, ма­као, фа­ро; в кон. 18–19 вв. – в банк, рест, квин­тич, ма­као, юр­дон, а вско­ре в штосс и ро­кам­боль. В 19 в. в дво­рян­ских до­мах бы­ли по­пу­ляр­ны лом­бер, вист, пи­кет; в де­рев­не и про­вин­ции – пан­фил, хрюш­ки, ерош­ки, тен­те­ре.

К нач. 21 в. из­вест­но ок. 50 К. и.; они ус­лов­но под­раз­де­ля­ют­ся на неск. ка­те­го­рий: азарт­ные, в ко­то­рых ве­ли­ка роль слу­чая [напр., бак­ка­ра, оч­ко (или 21), по­кер]; ком­мер­че­ские (пре­фе­ранс, 1000, кинг и др.), се­мей­ные и на­род­ные иг­ры (напр., в «ду­ра­ка», «де­вят­ку», «аку­ли­ну», «пе­ту­ха» и мн. др.) и спор­тив­ные (бридж и не­ко­то­рые раз­но­вид­но­сти по­ке­ра). Бридж в 1995 при­знан МОК олим­пий­ским ви­дом спор­та, про­во­дят­ся Все­мир­ные олим­пиа­ды (с 1960) и ме­ж­ду­нар. чем­пио­на­ты. С 1968 еже­год­но про­во­дит­ся Ми­ро­вая се­рия тур­ни­ров по по­ке­ру (Лас-Ве­гас), ко­то­рая за­вер­ша­ет­ся фи­наль­ным со­стя­за­ни­ем с ро­зы­гры­шем мно­го­мил­ли­он­ных при­зов; напр., в 2007 уча­ст­во­ва­ли св. 6 тыс. иг­ро­ков, гл. приз – св. 8 млн. долл. – вы­иг­рал Дж. Янг (США). В 2002 уч­ре­ж­дён Все­мир­ный тур по­ке­ра с уча­сти­ем луч­ших проф. иг­ро­ков ми­ра.

Покерная колода в 52 листа. Фото В. А. Косарева

В К. и. ис­поль­зу­ют­ся ко­ло­ды в 32 кар­ты (пре­фе­ран­сная ко­ло­да, на­чи­на­ет­ся с се­мё­рок), 36 карт (для се­мей­ных игр), 52 кар­ты (по­кер­ная ко­ло­да, на­чи­на­ет­ся с дво­ек). Че­ты­ре мас­ти обо­зна­ча­ют­ся за­глав­ны­ми бу­к­ва­ми: П – пи­ки, Т – тре­фы, Б – буб­ны, Ч – чер­ви; дос­то­ин­ст­во карт в ка­ж­дой мас­ти: Т – туз, К – ко­роль, Д – да­ма, В – ва­лет, 10 – де­сят­ка, 9 – де­вят­ка, 8 – вось­мёр­ка, 7 – се­мёр­ка, 6 – шес­тёр­ка, 5 – пя­тёр­ка, 4 – чет­вёр­ка, 3 – трой­ка, 2 – двой­ка. Сим­во­лич. тол­ко­ва­ние ко­ло­ды в 52 кар­ты: ко­ли­че­ст­во карт в ко­ло­де со­от­вет­ст­ву­ет чис­лу не­дель в го­ду, 4 мас­ти – 4 вре­ме­нам го­да, 13 карт в ка­ж­дой мас­ти – 13 нед в ка­ж­дом вре­ме­ни го­да, сум­ма всех оч­ков че­ты­рёх мас­тей (ес­ли счи­тать ва­лет, да­му и ко­ро­ля за 11, 12, 13 оч­ков и туз за 1) со­став­ля­ет 364 – чис­ло дней в го­ду без од­но­го (ино­гда в ко­ло­ду до­бав­ля­ет­ся ещё од­на кар­та – джо­кер).

Осо­бой по­пу­ляр­но­стью в ми­ре поль­зу­ют­ся пась­ян­сы – рас­клад­ка иг­раль­ных карт по оп­ре­де­лён­ным пра­ви­лам для раз­вле­че­ния или га­да­ния; как пра­ви­ло, рас­кла­ды­ва­ет­ся од­ним че­ло­ве­ком. О мно­го­об­ра­зии пась­ян­сов, их эт­но­гра­фич. ро­до­слов­ной и ис­то­рич. за­ко­но­мер­но­сти по­яв­ле­ния не­ред­ко сви­де­тель­ст­ву­ют на­зва­ния, напр. «Пе­ре­ход че­рез ре­ку Бе­ре­зи­ну», «Бер­лин­ская сте­на», «Клон­дайк», «Ко­сын­ка», «Ко­ло­дец», «Пре­крас­ная Лю­чия», «Фа­лан­га», «Джо­кер-пась­янс 5 × 10». В кон. 1990-х – нач. 2000-х гг. стре­ми­тель­но рас­тёт по­пу­ляр­ность пась­ян­сов на ком­пь­ю­те­ре.

На те­му К. и. сня­то не­ма­ло филь­мов, в т. ч.: две эк­ра­ни­за­ции «Пи­ко­вой да­мы» (1916, реж. Я. А. Про­та­за­нов, в гл. ро­ли И. И. Моз­жу­хин; 1982, реж. И. Ф. Мас­лен­ни­ков, в ро­лях А. С. Де­ми­до­ва и др.), «Ка­та­ла» (1989, реж. С. В. Бод­ров, в гл. ро­лях Е. В. Са­фо­но­ва, В. Б. Гар­ка­лин), «Рус­ская иг­ра» (2007, реж. П. Г. Чух­рай, в гл. ро­лях С. Ф. Ма­ко­вец­кий, С. Л. Гар­маш), «Кар­ты, день­ги, два ство­ла» (1998, реж. Г. Рит­чи), «Ве­зун­чик» (2007, реж. К. Хэн­сон, в гл. ро­лях Д. Бэр­ри­мор, Э. Ба­на, Р. Дю­валь). См. так­же Бридж, По­кер.

Лит.: Мих­не­вич В. О. Ис­то­рия кар­точ­ной иг­ры на Ру­си // Мо­шен­ни­ки и шу­ле­ра XVIII ве­ка. СПб., 1992; Ра­ков Ю. Трой­ка, се­мер­ка, да­ма: Пуш­кин и кар­ты. СПб., 1994; Казь­мин В. Д. По­пу­ляр­ные кар­точ­ные иг­ры. М., 2003; Эн­цик­ло­пе­дия кар­точ­ных игр / Сост. В. А. Ива­нов. М., 2005.

Вернуться к началу