КА́РТОЧНЫЕ И́ГРЫ
-
Рубрика: Спорт
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́РТОЧНЫЕ И́ГРЫ, игры с помощью колоды игральных карт, включающей разл. количество (от 32 до 52) листов с изображением мастей, цифр, букв, фигур и др. Игральные карты известны с древности. В Древней Индии карточные масти представляли собой изображение животных или растений, в Древнем Египте существовала колода карт для гадания – таро, в ней было 78 листов (арканов), в т. ч. 22 старших аркана и 56 младших. Уже в 1120 н. э. в Китае играли колодой карт с 4 мастями; их прообразом были известковые плитки 1 в. н. э., а идея изготовления на картоне с определённой очковой шкалой появилась после создания костяного домино. В Европе К. и. появились во времена первых крестовых походов (11–13 вв.). Одна из первых известных карточных колод изготовлена в 14 в. в Ломбардии; 4 масти представляли собой чаши, мечи, деньги и жезлы; каждая из мастей включала по 10 карт, ещё 4 карты (каждой масти) изображали короля, королеву, рыцаря и оруженосца (всего 56 карт); масти карт варьировались – зелёная, жёлтая, голубая, красная. Более быстрому и широкому распространению К. и. способствовало развитие книгопечатания в Европе в сер. 15 в. и связанное с этим понижение цен на карточные колоды. В кон. 15 в. во Франции 4 карточные масти приняли совр. вид: пики, трефы, бубны, черви. В России К. и. известны с 16 в. К тому времени относятся и первые запреты на К. и., в т. ч. спец. указ Алексея Михайловича (1649) и упоминания в «памятях» Тихвинского мон. (1663 и 1668). Пётр I запретил играть в карты и кости на кораблях (1710) и во время войны (1717). Более популярными К. и. становятся в период царствования Петра II и Елизаветы. В 1761 была предпринята попытка законодательно разделить К. и. на азартные (запретить игру на большие суммы денег в определённые виды К. и.) и т. н. коммерческие (т. е. «дозволялись» игры на умение – винт, вист и др.). В 18–19 вв. К. и. становятся всё более популярными среди дворянства, чиновников и военных. Среди известных карточных игроков: имп. Екатерина II, князья Г. Г. Орлов, Г. А. Потёмкин, А. А. Вяземский, А. Н. Голицын. В 1807 в С.-Петербурге издано «Верное средство выиграть в азартные карточные игры». В 1817 при Александровской мануфактуре (под С.-Петербургом) открылась карточная фабрика, получившая монопольное право на произ-во карт. Помимо частных домов в карты играли в кабаках, трактирах и обществ. клубах (напр., в С.-Петербурге – в Большом мещанском, Купеческом, Английском и др.). Тема К. и. неоднократно использовалась поэтами и писателями, напр. А. С. Пушкиным (повести «Выстрел» и «Пиковая дама»), М. Ю. Лермонтовым (драма «Маскарад», новелла «Фаталист», поэма «Тамбовская казначейша»), Н. В. Гоголем (пьеса «Игроки»), Ф. М. Достоевским (роман «Игрок»). С юности увлекался К. и. поэт Н. А. Некрасов, которого считали одним из самых успешных игроков С.-Петербурга.
О многообразии К. и. свидетельствует изменение пристрастий в обществе к разл. играм: во времена Петра I играли в марьяж, ломбер, короли; Екатерины II – в ломбер, вист, макао, фаро; в кон. 18–19 вв. – в банк, рест, квинтич, макао, юрдон, а вскоре в штосс и рокамболь. В 19 в. в дворянских домах были популярны ломбер, вист, пикет; в деревне и провинции – панфил, хрюшки, ерошки, тентере.
К нач. 21 в. известно ок. 50 К. и.; они условно подразделяются на неск. категорий: азартные, в которых велика роль случая [напр., баккара, очко (или 21), покер]; коммерческие (преферанс, 1000, кинг и др.), семейные и народные игры (напр., в «дурака», «девятку», «акулину», «петуха» и мн. др.) и спортивные (бридж и некоторые разновидности покера). Бридж в 1995 признан МОК олимпийским видом спорта, проводятся Всемирные олимпиады (с 1960) и междунар. чемпионаты. С 1968 ежегодно проводится Мировая серия турниров по покеру (Лас-Вегас), которая завершается финальным состязанием с розыгрышем многомиллионных призов; напр., в 2007 участвовали св. 6 тыс. игроков, гл. приз – св. 8 млн. долл. – выиграл Дж. Янг (США). В 2002 учреждён Всемирный тур покера с участием лучших проф. игроков мира.
В К. и. используются колоды в 32 карты (преферансная колода, начинается с семёрок), 36 карт (для семейных игр), 52 карты (покерная колода, начинается с двоек). Четыре масти обозначаются заглавными буквами: П – пики, Т – трефы, Б – бубны, Ч – черви; достоинство карт в каждой масти: Т – туз, К – король, Д – дама, В – валет, 10 – десятка, 9 – девятка, 8 – восьмёрка, 7 – семёрка, 6 – шестёрка, 5 – пятёрка, 4 – четвёрка, 3 – тройка, 2 – двойка. Символич. толкование колоды в 52 карты: количество карт в колоде соответствует числу недель в году, 4 масти – 4 временам года, 13 карт в каждой масти – 13 нед в каждом времени года, сумма всех очков четырёх мастей (если считать валет, даму и короля за 11, 12, 13 очков и туз за 1) составляет 364 – число дней в году без одного (иногда в колоду добавляется ещё одна карта – джокер).
Особой популярностью в мире пользуются пасьянсы – раскладка игральных карт по определённым правилам для развлечения или гадания; как правило, раскладывается одним человеком. О многообразии пасьянсов, их этнографич. родословной и историч. закономерности появления нередко свидетельствуют названия, напр. «Переход через реку Березину», «Берлинская стена», «Клондайк», «Косынка», «Колодец», «Прекрасная Лючия», «Фаланга», «Джокер-пасьянс 5 × 10». В кон. 1990-х – нач. 2000-х гг. стремительно растёт популярность пасьянсов на компьютере.
На тему К. и. снято немало фильмов, в т. ч.: две экранизации «Пиковой дамы» (1916, реж. Я. А. Протазанов, в гл. роли И. И. Мозжухин; 1982, реж. И. Ф. Масленников, в ролях А. С. Демидова и др.), «Катала» (1989, реж. С. В. Бодров, в гл. ролях Е. В. Сафонова, В. Б. Гаркалин), «Русская игра» (2007, реж. П. Г. Чухрай, в гл. ролях С. Ф. Маковецкий, С. Л. Гармаш), «Карты, деньги, два ствола» (1998, реж. Г. Ритчи), «Везунчик» (2007, реж. К. Хэнсон, в гл. ролях Д. Бэрримор, Э. Бана, Р. Дюваль). См. также Бридж, Покер.