Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВО́ДНО-МОТО́РНЫЙ СПОРТ

  • рубрика

    Рубрика: Спорт

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 486

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ВО́ДНО-МОТО́РНЫЙ СПОРТ, тех­нич. вид спор­та, вклю­чаю­щий ско­ро­ст­ные со­рев­но­ва­ния и ту­ризм на мо­тор­ных су­дах. Раз­ли­ча­ют мо­тор­ные су­да спор­тив­ные, го­ноч­ные, на­дув­ные, с воз­душ­ным вин­том и др. В за­ви­си­мо­сти от ра­бо­че­го объ­ё­ма дви­га­те­лей или пре­дель­ной сум­мар­ной мас­сы кор­пу­са и си­ло­вой ус­та­нов­ки ти­пы су­дов раз­де­ле­ны на клас­сы, ко­то­рые, по­ми­мо ос­нов­ных, вклю­ча­ют на­дув­ные су­да, ту­ри­ст­ские су­да с ди­зель­ны­ми дви­га­те­ля­ми и др. Все ти­пы и клас­сы го­ноч­ных су­дов обо­зна­че­ны ме­ж­ду­нар. бу­к­вен­ны­ми ин­дек­са­ми.

Водно-моторный спорт.

Ре­кор­ды ско­ро­сти ре­ги­ст­ри­ру­ют­ся на оп­ре­де­лён­ных дис­тан­ци­ях или «на вре­мя». Гон­ки про­во­дят­ся по замк­ну­тым (коль­це­вым) трас­сам, обо­зна­чае­мым буя­ми или зна­ка­ми. Обыч­но со стар­том и фи­ни­шем в од­ном мес­те. Рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли вод­ные рал­ли, а так­же гон­ки в океа­не на боль­шие дис­тан­ции. В Ев­ро­пе, Аме­ри­ке и Ав­ст­ра­лии В.-м. с. за­ро­дил­ся в нач. 20 в. (в 1902 об­ра­зо­ва­на Мор. мо­то­ас­со­циа­ция в Ве­ли­ко­бри­та­нии, в 1903 – яхт-клуб «Ко­лум­бия» в Нью-Йор­ке, ны­не Амер. ас­со­циа­ция мо­то­ло­док, АПБА) и стал ин­тен­сив­но раз­ви­вать­ся по­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны. В 1903 анг­ли­ча­нин С. Эдж дос­тиг ре­корд­ной ско­ро­сти – 31,46 км/ч. Зна­чит. роль в раз­ви­тии В.-м. с. сыг­ра­ли анг­ли­ча­не М. и Д. Кэм­пбелл. В 1922 ос­но­ван Ме­ж­ду­нар. вод­но-мо­тор­ный со­юз (УИМ, UIM), в 1980 – Ме­ж­ду­нар. ас­со­циа­ция спор­тив­ных ску­те­ров (ИДСБА).

Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние В.-м. с. по­лу­чил в ФРГ, Ита­лии, Фран­ции, Бель­гии, Шве­ции, Ве­ли­ко­бри­та­нии, США, Япо­нии и др.

В Рос­сии пер­вые гон­ки на мо­тор­ных су­дах со­стоя­лись в 1904 в С.-Пе­тер­бур­ге; в 1907 – ме­ж­ду­нар. гон­ки на ка­ют­ных мо­тор­ных су­дах. В 1925 в СССР бы­ла ор­га­ни­зо­ва­на сек­ция В.-м. с. при моск. ав­то­клу­бе (с 1959 – Все­со­юз­ная фе­де­ра­ция В.-м. с.). Впер­вые в 1938 бы­ло про­ве­де­но лич­ное пер­вен­ст­во СССР по В.-м. с., ко­манд­ное пер­вен­ст­во СССР со­стоя­лось в 1952; с 1956 эти со­стя­за­ния про­во­ди­лись еже­год­но. В раз­ви­тие отеч. В.-м. с. боль­шой вклад вне­сли Ю. В. Емель­я­нов, П. А. Ле­он­ть­ев, В. М. Жи­ров, Г. Б. Бер­зи­на, Р. Н. Ши­ба­ев, П. Ф. Бо­гда­нов и др. В.-м. с. в СССР ру­ко­во­ди­ла Фе­де­ра­ция В.-м. с., вхо­дя­щая в Бю­ро все­со­юз­ных фе­де­ра­ций во­ен­но-тех­нич. ви­дов спор­та ДОСААФ. Фе­де­ра­ция В.-м. с. СССР при­ня­та в УИМ с 1969 (её пра­во­пре­ем­ни­цей в 1992 ста­ла Фе­де­ра­ция В.-м. с. Рос­сии). В Рос­сии куль­ти­ви­ру­ет­ся 4 ви­да вод­но-мо­тор­ных со­рев­но­ва­ний: 1) гон­ки на спор­тив­ных судах (вклю­ча­ют 14 клас­сов мо­то­ло­док, ску­те­ров и глис­се­ров) на 3–5 миль и 10 миль; 2) гон­ки на вод­ных мо­то­цик­лах (с объ­ё­мом дви­га­те­ля до 1200 см3 и без си­де­нья 785 см3; см. Ак­ва­байк); 3) фор­му­ла бу­ду­ще­го, юно­ше­ские со­рев­но­ва­ния в 5 клас­сах (от 8 до 18 лет); 4) гон­ки на вы­нос­ли­вость, напр. «24 ча­са Санкт-Пе­тер­бур­га» (в 5 клас­сах су­дов).

Лит.: Вод­но-мо­тор­ный спорт. СПб., 2004.

Вернуться к началу