ИЗМЕРЕ́НИЕ
-
Рубрика: Социология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИЗМЕРЕ́НИЕ в социологии, выражение свойств социальных объектов и взаимоотношений между ними в виде чисел и нечисловых моделей (точек многомерного пространства, частично упорядоченных множеств, графов, матриц и т. д.). В качестве объектов И. могут выступать любые феномены – индивиды, производств. коллективы, условия труда, быта и т. д. В случае применения числовых систем И. называют шкалированием. Измеряемые свойства обычно выражаются в виде значений некоторых признаков. Поэтому наряду со словосочетанием «измерение объектов» используют выражение «измерение свойств объектов» (или «измерение признака»).
Проблема И. актуализировалась в социологии на рубеже 19–20 вв., когда дальнейшее её развитие стало невозможным без использования формальных моделей. Мощным толчком к развитию процедур И. послужили массовые опросы общественного мнения, начавшиеся в США в 1920–30-е гг. Осн. сложности возникали при попытке И. высказываний опрашиваемых людей, а также т. н. латентных признаков, т. е. тех, которые не поддаются фиксации с помощью «лобовых» вопросов и требуют спец. анализа значений первичных наблюдаемых признаков.
Первые эффективные предложения по построению социологич. шкал базировались на идеях психофизики. Это – одномерные шкалы Л. Л. Терстона (1927), Р. Лайкерта (1932), Л. Гуттмана (1944), направленные на И. социально-психологич. установок респондента. Латентные переменные стали представлять как числовые. Активно использовались идеи факторного анализа, также родившегося в психологии. Существенную роль в преодолении сугубо психологич. подхода сыграл П. Лазарсфельд, предложивший способ обобщения факторного анализа – латентно-структурный анализ (1950). Усложнение процесса вторичного И. опиралось на допущение о том, что латентное пространство не только многомерно, но и дискретно, на предположение о наличии сложных причинно-следственных отношений между наблюдаемыми и латентными переменными. При построении оценочных шкал (призванных отражать усреднённое мнение респондентов) активно использовались процедуры парных сравнений объектов, сравнений их в триадах, в четвёрках и т. д.
Постепенно вырабатывалось новое понимание И. (являющееся обобщением классического) как процесса моделирования реальности. Одним из основоположников такого подхода был амер. психолог С. С. Стивенс, который впервые ввёл понятия номинальной, порядковой, интервальной шкал. Он полагал, что система известных арифметич. отношений между числами, как правило, шире, чем те эмпирич. отношения между объектами, которые моделируются (так, с помощью порядковой шкалы моделируются только отношения сходства и порядка, и поэтому, скажем, соотношения типа $4 - 3 = 5 - 4$ становятся бессмысленными). Развивавшие идеи Стивенса амер. исследователи П. Суппес, Дж. Зинес, Д. Х. Кранц, Р. Д. Лус, А. Тверски, нем. учёный И. Пфанцагль, опираясь на факт, что множество чисел позволяет задавать разные структуры, пришли к выводу о неоднозначности совокупности шкальных значений. Родилось понятие допустимых преобразований шкалы (тех, с точностью до которых совокупность шкальных значений определена). Совокупность таких преобразований и определяет тип шкалы (так, для порядковой шкалы допустимыми являются монотонно возрастающие преобразования). Тип шкалы тем выше, чем у́же круг отвечающих ей допустимых преобразований.
Понятия шкалы и её допустимого преобразования легли в основу теории измерений. Среди её наиболее актуальных проблем можно выделить: взаимодействие объекта и субъекта И., «обратное воздействие» на респондента самого процесса получения первичных данных; возможные конфигурации взаимосвязи теоретического и эмпирического, концептуализации и измерения.