ДИФФЕРЕНЦИА́ЦИЯ СОЦИА́ЛЬНАЯ
-
Рубрика: Социология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИФФЕРЕНЦИА́ЦИЯ СОЦИА́ЛЬНАЯ, любые возникающие в процессе социального взаимодействия и закрепляемые в социальной структуре различия между индивидами, группами и их положением (позициями) в обществе.
Обычно выделяют 4 гл. формы Д. с. 1) Функциональная Д. (разделение труда, профессиональная и ролевая) обозначает разделение сфер деятельности: на самом высоком уровне – между политикой, экономикой и культурой; на среднем уровне – между многофункциональными корпорациями; на индивидуальном – между экономич. специальностями отд. работников. 2) Ранговая Д. (кастовые, сословные, классовые и т. п. различия) отражает неравенство в распределении дефицитных ресурсов любого рода (власти, собственности, статуса, престижа, привилегий и др.). 3) Культурная Д. определяет различия в ценностях, образе жизни, менталитете, в следовании разным традициям, обычаям, нормам и правилам поведения. 4) Состязательная Д. построена на институциональном признании индивидуальных достижений в образовании, в вертикальной социальной мобильности и т. п. (чины, звания, награды, учёные степени и др.). В реальности все эти формы Д. с. переплетены и взаимозависимы. Естеств. различия между людьми (возрастные, половые, расовые и т. п.) в разных обществ. системах приобретают разные значения, превращаясь в возрастные категории, гендерные роли, дискриминируемые группы и др. позиции в социальной структуре, определяющие статусные различия между людьми в процессе совместной деятельности, в передаче культурного наследия и др.
Функциональную и сопровождающую её структурную Д. с. после Г. Спенсера толкуют также и как эволюционный процесс специализации социальных ролей, институтов и организаций на исполнении конкретных узких функций, прежде слитых в одной роли или организации. Так, сосредоточенные в период Средневековья в церковных учреждениях функции образования, науки, социального контроля, попечения и др. со временем взяли на себя спец. светские учреждения. Функциональная специализация отд. людей и социальных групп требует как взаимообменов между «равными», т. е. связей между действующими в равноценных социальных позициях (горизонтальная Д. с.), так и асимметричных отношений по линии власть – подчинение (вертикальная Д. с., иерархия). Совокупность горизонтальных и вертикальных отношений описывает структуру любой социальной организации. В этом описании важно выделить переход Д. с. в особую форму – системную социальную интеграцию, дифференциально отбирающую связи, поддерживающие функциональную целостность и работоспособность изучаемой социальной системы и не допускающие появления разрушительных расхождений между её элементами. В таком понимании и Д. с., и дополняющая её социальная интеграция по сути используются как адаптированные версии универсальных методологич. принципов дифференциации и интеграции из общей теории систем и эволюции.
Эмпирич. и теоретич. исследования ранговой Д. с., тесно связанные с проблематикой социального неравенства, власти и собственности и потому всегда имеющие дело с людьми и группами в неравноценных социальных позициях, образуют специальную область «теорий социальной стратификации» (расслоения), включающую марксистские и веберианские теории классов. Социологи приписывают ранговые различия всем без исключения человеческим группам и обществам ввиду неустранимости неравенства (даже при отмене частной собственности) как необходимого условия всякой социальности. Без неравенства невозможно долго поддерживать мотивацию социальной деятельности. Развитая Д. с. – показатель эволюционной сложности общества. Со времён Аристотеля, учившего, что есть свободные по природе и рабы по природе, коим «быть рабами и полезно и справедливо», не прекращается поиск и обоснование гармоничных соответствий между природными различиями людей по талантам и способностям и различиями их социальных позиций; иными словами, поиск естеств. шкалы ранговой Д. с. для «справедливой» расстановки людей в обществе. Однако большинство социальных мыслителей, начиная с Ж. Ж. Руссо, придерживаются мнения, что невозможно рационально и научно доказать достаточно существенную связь между естественным и социальным неравенствами и, соответственно, между индивидуальной дифференциацией (обусловленной случайным генетич. неравенством) и развивающейся исторически Д. с. Её нельзя уничтожить, но последствия Д. с. можно смягчать и делать терпимыми для самых бедных слоёв общества. В совр. политике этого добиваются поощрением состязательной формы Д. с. и наделением и верхов, и низов общества всеобщим равным статусом граждан в демократич., правовом, социальном государстве, цель которого – обеспечить всем международно признанные стандарты качества жизни, питания и потребления, достижимые при данном уровне цивилизации.