Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИФФЕРЕНЦИА́ЦИЯ СОЦИА́ЛЬНАЯ

  • рубрика

    Рубрика: Социология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 106-107

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Д. Ковалёв

ДИФФЕРЕНЦИА́ЦИЯ СОЦИА́ЛЬНАЯ, лю­бые воз­ни­каю­щие в про­цес­се со­ци­аль­но­го взаи­мо­дей­ст­вия и за­кре­п­ляе­мые в со­ци­аль­ной струк­ту­ре раз­ли­чия ме­ж­ду ин­ди­ви­да­ми, груп­па­ми и их по­ло­же­ни­ем (по­зи­ция­ми) в об­ще­ст­ве.

Обыч­но вы­де­ля­ют 4 гл. фор­мы Д. с. 1) Функ­цио­наль­ная Д. (раз­де­ле­ние тру­да, про­фес­сио­наль­ная и ро­ле­вая) обо­зна­ча­ет раз­де­ле­ние сфер дея­тель­но­сти: на са­мом вы­со­ком уров­не – ме­ж­ду по­ли­ти­кой, эко­но­ми­кой и куль­ту­рой; на сред­нем уров­не – ме­ж­ду мно­го­функ­цио­наль­ны­ми кор­по­ра­ция­ми; на ин­ди­ви­ду­аль­ном – ме­ж­ду эко­но­мич. спе­ци­аль­но­стя­ми отд. ра­бот­ни­ков. 2) Ран­го­вая Д. (кас­то­вые, со­слов­ные, клас­со­вые и т. п. раз­ли­чия) от­ра­жа­ет не­ра­венст­во в рас­пре­де­ле­нии де­фи­цит­ных ре­сур­сов лю­бо­го ро­да (вла­сти, соб­ст­вен­но­сти, ста­ту­са, пре­сти­жа, при­ви­ле­гий и др.). 3) Куль­тур­ная Д. оп­ре­де­ля­ет раз­ли­чия в цен­но­стях, об­ра­зе жиз­ни, мен­та­ли­те­те, в сле­до­ва­нии раз­ным тра­ди­ци­ям, обы­ча­ям, нор­мам и пра­ви­лам по­ве­де­ния. 4) Со­стя­за­тель­ная Д. по­строе­на на ин­сти­ту­цио­наль­ном при­зна­нии ин­ди­ви­ду­аль­ных дос­ти­же­ний в об­ра­зо­ва­нии, в вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и т. п. (чи­ны, зва­ния, на­гра­ды, учё­ные сте­пе­ни и др.). В ре­аль­но­сти все эти фор­мы Д. с. пе­ре­пле­те­ны и взаи­мо­за­ви­си­мы. Ес­теств. раз­ли­чия ме­ж­ду людь­ми (воз­рас­тные, по­ло­вые, ра­со­вые и т. п.) в раз­ных об­ществ. сис­те­мах при­об­ре­та­ют раз­ные зна­че­ния, пре­вра­ща­ясь в воз­рас­тные ка­те­го­рии, ген­дер­ные ро­ли, дис­кри­ми­ни­руе­мые груп­пы и др. по­зи­ции в со­ци­аль­ной струк­ту­ре, оп­ре­де­ляю­щие ста­тус­ные раз­ли­чия ме­ж­ду людь­ми в про­цес­се со­вме­ст­ной дея­тель­но­сти, в пе­ре­да­че куль­тур­но­го на­сле­дия и др.

Функ­цио­наль­ную и со­про­во­ж­даю­щую её струк­тур­ную Д. с. по­сле Г. Спен­се­ра тол­ку­ют так­же и как эво­лю­ци­он­ный про­цесс спе­циа­ли­за­ции со­ци­аль­ных ро­лей, ин­сти­ту­тов и ор­га­ни­за­ций на ис­пол­не­нии кон­крет­ных уз­ких функ­ций, пре­ж­де сли­тых в од­ной ро­ли или ор­га­ни­за­ции. Так, со­сре­до­то­чен­ные в пе­ри­од Сред­не­ве­ко­вья в цер­ков­ных уч­ре­ж­де­ни­ях функ­ции об­ра­зо­ва­ния, нау­ки, со­ци­аль­но­го кон­тро­ля, по­пе­че­ния и др. со вре­ме­нем взя­ли на се­бя спец. свет­ские уч­ре­ж­де­ния. Функ­цио­наль­ная спе­циа­ли­за­ция отд. лю­дей и со­ци­аль­ных групп тре­бу­ет как взаи­мо­об­ме­нов ме­ж­ду «рав­ны­ми», т. е. свя­зей ме­ж­ду дей­ст­вую­щи­ми в рав­но­цен­ных со­ци­аль­ных по­зи­ци­ях (го­ри­зон­таль­ная Д. с.), так и асим­мет­рич­ных от­но­ше­ний по ли­нии власть – под­чи­не­ние (вер­ти­каль­ная Д. с., ие­рар­хия). Со­во­куп­ность го­ри­зон­таль­ных и вер­ти­каль­ных от­но­ше­ний опи­сы­ва­ет струк­ту­ру лю­бой со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции. В этом опи­са­нии важ­но вы­де­лить пе­ре­ход Д. с. в осо­бую фор­му – сис­тем­ную со­ци­аль­ную ин­те­гра­цию, диф­фе­рен­ци­аль­но от­би­раю­щую свя­зи, под­дер­жи­ваю­щие функ­цио­наль­ную це­ло­ст­ность и ра­бо­то­спо­соб­ность изу­чае­мой со­ци­аль­ной сис­те­мы и не до­пус­каю­щие по­яв­ле­ния раз­ру­ши­тель­ных рас­хо­ж­де­ний ме­ж­ду её эле­мен­та­ми. В та­ком по­ни­ма­нии и Д. с., и до­пол­няю­щая её со­ци­аль­ная ин­те­гра­ция по су­ти ис­поль­зу­ют­ся как адап­ти­ро­ван­ные вер­сии уни­вер­саль­ных ме­то­до­ло­гич. прин­ци­пов диф­фе­рен­циа­ции и ин­те­гра­ции из об­щей тео­рии сис­тем и эво­лю­ции.

Эм­пи­рич. и тео­ре­тич. ис­сле­до­ва­ния ран­го­вой Д. с., тес­но свя­зан­ные с про­бле­ма­ти­кой со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ст­ва, вла­сти и соб­ст­вен­но­сти и по­то­му все­гда имею­щие де­ло с людь­ми и груп­па­ми в не­рав­но­цен­ных со­ци­аль­ных по­зи­ци­ях, об­ра­зу­ют спе­ци­аль­ную об­ласть «тео­рий со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции» (рас­слое­ния), вклю­чаю­щую мар­кси­ст­ские и ве­бе­ри­ан­ские тео­рии клас­сов. Со­цио­ло­ги при­пи­сы­ва­ют ран­го­вые раз­ли­чия всем без ис­клю­че­ния че­ло­ве­че­ским груп­пам и об­ще­ст­вам вви­ду не­уст­ра­ни­мо­сти не­ра­вен­ст­ва (да­же при от­ме­не ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти) как не­об­хо­ди­мо­го ус­ло­вия вся­кой со­ци­аль­но­сти. Без не­ра­вен­ст­ва не­воз­мож­но дол­го под­дер­жи­вать мо­ти­ва­цию со­ци­аль­ной дея­тель­но­сти. Раз­ви­тая Д. с. – по­ка­за­тель эво­лю­ци­он­ной слож­но­сти об­ще­ст­ва. Со вре­мён Ари­сто­те­ля, учив­ше­го, что есть сво­бод­ные по при­ро­де и ра­бы по при­ро­де, ко­им «быть ра­ба­ми и по­лез­но и спра­вед­ли­во», не пре­кра­ща­ет­ся по­иск и обос­но­ва­ние гар­мо­нич­ных со­от­вет­ст­вий ме­ж­ду при­род­ны­ми раз­ли­чия­ми лю­дей по та­лан­там и спо­соб­но­стям и раз­ли­чия­ми их со­ци­аль­ных по­зи­ций; ины­ми сло­ва­ми, по­иск ес­теств. шка­лы ран­го­вой Д. с. для «спра­вед­ли­вой» рас­ста­нов­ки лю­дей в об­ще­ст­ве. Од­на­ко боль­шин­ст­во со­ци­аль­ных мыс­ли­те­лей, на­чи­ная с Ж. Ж. Рус­со, при­дер­жи­ва­ют­ся мне­ния, что не­воз­мож­но ра­цио­наль­но и на­уч­но до­ка­зать дос­та­точ­но су­ще­ст­вен­ную связь ме­ж­ду ес­тест­вен­ным и со­ци­аль­ным не­ра­вен­ст­ва­ми и, со­от­вет­ст­вен­но, ме­ж­ду ин­ди­ви­ду­аль­ной диф­фе­рен­циа­ци­ей (обу­слов­лен­ной слу­чай­ным ге­не­тич. не­ра­вен­ст­вом) и раз­ви­ваю­щей­ся ис­то­ри­че­ски Д. с. Её нель­зя унич­то­жить, но по­след­ст­вия Д. с. мож­но смяг­чать и де­лать тер­пи­мы­ми для са­мых бед­ных сло­ёв об­ще­ст­ва. В совр. по­ли­ти­ке это­го до­би­ва­ют­ся по­ощ­ре­ни­ем со­стя­за­тель­ной фор­мы Д. с. и на­де­ле­ни­ем и вер­хов, и ни­зов об­ще­ст­ва все­об­щим рав­ным ста­ту­сом гра­ж­дан в де­мо­кра­тич., пра­во­вом, со­ци­аль­ном го­су­дар­ст­ве, цель ко­то­ро­го – обес­пе­чить всем ме­ж­ду­на­род­но при­знан­ные стан­дар­ты ка­че­ст­ва жиз­ни, пи­та­ния и по­треб­ле­ния, дос­ти­жи­мые при дан­ном уров­не ци­ви­ли­за­ции.

Лит.: Ле­нин В. И. Ве­ли­кий по­чин // Ле­нин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. М., 1963. Т. 39; Ари­сто­тель. По­ли­ти­ка // Ари­сто­тель. Соч. М., 1983. Т. 4; Ве­бер М. Избр. соч. М., 1990; Ра­да­ев В. В., Шка­ра­тан О. И. Со­циаль­ная стра­ти­фи­ка­ция. М., 1996; Рус­со Ж. Ж. Об об­ще­ст­вен­ном до­го­во­ре: Трак­та­ты. М., 2000; Да­рен­дорф Р. Тро­пы из уто­пии. М., 2002.

Вернуться к началу