МАКЕДО́НСКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАКЕДО́НСКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ (МПЦ; макед. Македонска православна црква; официальное название – Македонская Православная Церковь, Охридская архиепископия), православная Церковь, не признанная другими поместными православными церквами. Объединяет приходы в Республике Северная Македония и в македонской диаспоре. Предстоятель – архиепископ Охридский и Македонский (кафедра в городе Скопье). В составе МПЦ (на 2016) 12 епархий (Скопская, Преспанско-Пелагонийская, Дебарско-Кичевская, Струмицкая, Повардарская, Брегальницкая, Тетовско-Гостиварская и Кумановско-Осоговская, Европейская, Американско-Канадская, Австралийско-Новозеландская и Австралийско-Сиднейская), ок. 500 приходов, 39 монастырей, ок. 1,3 тыс. храмов, ок. 650 священнослужителей, ок. 140 монашествующих, действуют Духовная семинария святителя Климента Охридского и Богословский факультет святителя Климента Охридского при Скопском университете (2016).
Впервые идея о создании автокефальной МПЦ как преемницы упразднённой османскими властями в 1767 Охридской архиепископии была высказана в 1890. В этот период духовное руководство православным населением территориальной области Македония параллельно осуществляли Константинопольская православная церковь и Болгарский экзархат (см. Болгарская православная церковь). Определённое влияние пыталась оказывать и Сербская православная церковь (СПЦ). Инициаторы создания автономной церковной структуры считали, что это поможет снять сложившуюся церковную конфронтацию. После раздела области Македония между Сербией, Болгарией и Грецией по итогам Балканских войн 1912–13 епархии, находившиеся в Вардарской Македонии, в 1922 вошли в состав СПЦ. Во время 2-й мировой войны большая часть Македонии попала под контроль Болгарской православной церкви, а западные районы подчинены Албанской православной церкви. В 1943 на освобождённой территории Македонии был создан независимый от какой-либо юрисдикции церковный округ. В 1945 на 1-м Церковно-народном соборе в Скопье была учреждена МПЦ. Это решение было представлено как восстановление автокефальной Охридской архиепископии, но СПЦ признала его неканоничным. Чтобы сохранить канонический статус, в 1958 на 2-м Церковно-народном соборе вновь было объявлено о восстановлении Охридской архиепископии в виде МПЦ, но её главным предстоятелем был признан сербский патриарх. Хотя это решение противоречило позиции СПЦ, её собор, испытывая давления югославских властей, решил не усугублять кризис и в 1959 признал автономную МПЦ. Независимая от Белграда политика МПЦ вызывала критику со стороны Сербской патриархии. В ответ на призывы согласовывать свои действия с сербским синодом македонские иерархи потребовали предоставить их Церкви автокефалию, а когда получили отказ, то заявили, что возможности урегулирования положения исчерпаны и в 1967 на 3-м Церковно-народном соборе провозгласили свою Церковь автокефальной. Собор СПЦ оценил это решение как создание македонского церковного раскола, предал македонских архиереев церковному отлучению и разорвал с ними отношения. Неоднократные переговоры об урегулировании положения не приносили результатов, так как македонская сторона настаивала на автокефалии своей Церкви, а сербские представители — на возвращении в состав СПЦ. В 2001 комиссии СПЦ и МПЦ разработали, а в мае 2002 парафировали в городе Ниш «Проект соглашения об установлении церковного единства», предусматривавший предоставление МПЦ прав «самой широкой автономии» в составе СПЦ. Собор СПЦ 23.5.2002 одобрил Нишские соглашения, но несанкционированная публикация в СМИ содержания документа вызвала в Македонии негативный резонанс, поэтому Синод МПЦ отклонил этот проект.
20.6.2002 патриарх Сербский Павел (Стойчевич) призвал священнослужителей и верующих Республики Македония вернуться в СПЦ, на его обращение отозвался митрополит Велесский и Повардарский Иоанн (Вранишковский), который был принят в юрисдикцию СПЦ и вскоре назначен Сербским патриаршим экзархом Охридской архиепископии. В 2005 собор СПЦ утвердил канонический статус Православной Охридской архиепископии как автономной самоуправляемой Церкви в составе СПЦ. МПЦ со своей стороны лишила митрополита Иоанна сана. С 2005 контакты между СПЦ и МПЦ прерваны из-за преследования митрополита Иоанна (Вранишковского) македонскими властями по обвинениям в финансовых махинациях, которые СПЦ считает политически мотивированными.