ХАСИДЕ́Й АШКЕНА́З
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХАСИДЕ́Й АШКЕНА́З (ивритское זנכשא ידיסח, букв. – благочестивые Германии; благочестивые ашкеназы), религ.- мистич. движение в герм. еврействе 12–13 вв. Зародилось в Регенсбурге и распространилось на Шпейер, Вормс, Майнц и др. города Германии, евр. общины которых особенно пострадали от кровавых погромов эпохи крестовых походов. Учение Х. А., заняв промежуточное положение между евр. философией и каббалой, оказало существенное влияние на развитие евр. мысли в эпоху Средневековья. Ключевую роль в истории Х. А. сыграла династия Калонимус, основанная Шмуэлем бен Калонимусом по прозванию Хасид (сер. 12 в.). Важнейшая книга Х. А. – «Сэфер Хасидим» («Книга благочестивых»), содержит фрагменты из его утраченной работы «Книги Славы Господней». Продолжили традицию его сын Йегуда бен Шмуэль ге-Хасид (ум. 1217; автор «Книги благочестивых») и Элеазар бен Йегуда бен Калонимус (Элеазар из Вормса, ум. после 1223; автор «Книги мудрости» и «Тайны таинств»).
Последователи Х. А. воспринимали Бога как абсолютную трансцендентность и допускали возможность проявления Силы Божией, доступной человеческому восприятию, только в откровениях пророков и чудесах (учение о кавод). Они полагали, что общение человека с Богом осуществляется через исполнение Божественных заповедей (мицвот), вершиной которых является исполнение заповеди Киддуш га-Шем (Освящения имени Божиего) – стремление утвердить своими поступками и верой величие и славу Творца, иногда ценой собственной жизни. Они создали также особую традицию толкования имён Бога и отношения к молитве как к неизменяемой структуре, с особым эзотерическим смыслом, выражающимся в параллелях между количеством слов, букв, имён и т. п. Хотя приверженцы Х. А. и жили мессианскими чаяниями (см. Мессия), они отрицательно относились к их массовому распространению.