Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХАСИДЕ́Й АШКЕНА́З

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 784-785

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ХАСИДЕ́Й АШКЕНА́З (ив­рит­ское זנכשא ידיסח, букв. – бла­го­чес­ти­вые Гер­ма­нии; бла­го­чес­ти­вые аш­ке­на­зы), ре­лиг.- мис­тич. дви­же­ние в герм. ев­рей­ст­ве 12–13 вв. За­ро­ди­лось в Ре­генс­бур­ге и рас­про­стра­ни­лось на Шпей­ер, Вормс, Майнц и др. го­ро­да Гер­ма­нии, евр. об­щи­ны ко­то­рых осо­бен­но по­стра­да­ли от кро­ва­вых по­гро­мов эпо­хи кре­сто­вых по­хо­дов. Уче­ние Х. А., за­няв про­ме­жу­точ­ное по­ло­же­ние ме­ж­ду евр. фи­ло­со­фи­ей и каб­ба­лой, ока­за­ло су­ще­ст­вен­ное влия­ние на раз­ви­тие евр. мыс­ли в эпо­ху Сред­не­ве­ко­вья. Клю­че­вую роль в ис­то­рии Х. А. сыг­ра­ла ди­на­стия Ка­ло­ни­мус, ос­но­ван­ная Шму­элем бен Ка­ло­ни­му­сом по про­зва­нию Ха­сид (сер. 12 в.). Важ­ней­шая кни­га Х. А. – «Сэ­фер Ха­си­дим» («Кни­га бла­го­чес­ти­вых»), со­дер­жит фраг­мен­ты из его ут­ра­чен­ной ра­бо­ты «Кни­ги Сла­вы Гос­под­ней». Про­дол­жи­ли тра­ди­цию его сын Йе­гу­да бен Шму­эль ге-Ха­сид (ум. 1217; ав­тор «Кни­ги бла­го­че­сти­вых») и Элеа­зар бен Йе­гу­да бен Ка­ло­ни­мус (Элеа­зар из Ворм­са, ум. по­сле 1223; ав­тор «Кни­ги муд­ро­сти» и «Тай­ны та­инств»).

По­сле­до­ва­те­ли Х. А. вос­при­ни­ма­ли Бо­га как аб­со­лют­ную транс­цен­дент­ность и до­пус­ка­ли воз­мож­ность про­яв­ле­ния Си­лы Бо­жи­ей, дос­туп­ной че­ло­ве­че­ско­му вос­при­ятию, толь­ко в от­кро­ве­ни­ях про­ро­ков и чу­де­сах (уче­ние о ка­вод). Они по­ла­га­ли, что об­ще­ние че­ло­ве­ка с Бо­гом осу­ще­ст­в­ля­ет­ся че­рез ис­пол­не­ние Бо­же­ст­вен­ных за­по­ве­дей (миц­вот), вер­ши­ной ко­то­рых яв­ля­ет­ся ис­пол­не­ние за­по­ве­ди Кид­душ га-Шем (Ос­вя­ще­ния име­ни Бо­жие­го) – стрем­ле­ние ут­вер­дить свои­ми по­ступ­ка­ми и ве­рой ве­ли­чие и сла­ву Твор­ца, ино­гда це­ной соб­ст­вен­ной жиз­ни. Они соз­да­ли так­же осо­бую тра­ди­цию тол­ко­ва­ния имён Бо­га и от­но­ше­ния к мо­лит­ве как к не­из­ме­няе­мой струк­ту­ре, с осо­бым эзо­те­ри­че­ским смыс­лом, вы­ра­жаю­щим­ся в па­рал­ле­лях ме­ж­ду ко­ли­че­ст­вом слов, букв, имён и т. п. Хо­тя при­вер­жен­цы Х. А. и жи­ли мес­си­ан­ски­ми чая­ния­ми (см. Мес­сия), они от­ри­ца­тель­но от­но­си­лись к их мас­со­во­му рас­про­стра­не­нию.

Лит.: Sefer Hassidim / Ed. R. Margaliot. Jerusalem, 1957; Dan J. Torat ha-Sod Shel Hasidut Ashkenaz. Jerusalem, 1968; Шо­лем Г. Ос­нов­ные те­че­ния в ев­рей­ской мис­ти­ке. Ие­ру­са­лим, 1984. Т. 1.

Вернуться к началу