Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧИ́СТОЙ ЗЕМЛИ́ ШКО́ЛА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 603

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЧИ́СТОЙ ЗЕМЛИ́ ШКО́ЛА (кит. цзин­ту-цзун; япон. дзё­до-сю – чис­тая зем­ля), од­но из круп­ней­ших те­че­ний кит. буд­диз­ма, ис­по­ве­дую­щее культ буд­ды Ами­таб­хи (Ами­то-фо; япон. Ами­да, от­сю­да тер­мин ами­да­изм, обо­зна­чаю­щий Ч. з. ш. в зап. куль­ту­ре), Буд­ды За­па­да, т. е. зап. сто­ро­ны Все­лен­ной, где рас­по­лага­ет­ся его «Чис­тая зем­ля (стра­на)». В этой «не­бес­ной стра­не Сча­стья» (Сук­ха­ва­ти) он стре­мит­ся спа­сти всех жи­вых су­ществ. Воз­ро­ж­да­ясь там по­сле смер­ти, его по­чи­та­те­ли на­все­гда ос­во­бо­ж­да­ют­ся от кру­го­во­ро­та сан­са­ры. В ос­но­ве уче­ния Ч. з. ш. ле­жит идея «ду­ма­ния о Буд­де» (нянь фо) – по­сто­ян­но­го вы­зы­ва­ния в соз­на­нии об­раза Буд­ды и дос­ти­же­ния тем са­мым спа­се­ния че­рез ве­ру в буд­ду Ами­таб­ху. Прак­ти­ка «ду­ма­ния о Буд­де» со­став­ля­ет ком­плекс «внут­рен­них при­чин» (нэй инь), ве­ду­щих к про­свет­ле­нию, а си­ла обе­то­ва­ния Ами­таб­хи реа­ли­зу­ет «внеш­ние про­яв­ле­ния» (вай сян) ду­хов­но­го со­вер­шен­ст­во­ва­ния. «Ду­ма­ние о Буд­де» прак­ти­ку­ет­ся в ви­де мно­го­крат­но­го по­вто­ре­ния (ре­ци­та­ции) его име­ни в ман­тре «На­му Ами­то-фо» («По­кло­не­ние буд­де Ами­таб­хе», япон. «На­му Ами­да-бу­цу»), по­сред­ст­вом взи­ра­ния на изо­бра­же­ния Буд­ды и как «ду­ма­ние» об ис­тин­ной сущ­но­сти Буд­ды. От­ли­чи­ем Ч. з. ш. от др. те­че­ний буд­диз­ма яв­ля­ет­ся то, что ос­во­бо­ж­де­ние от сан­са­ры дос­ти­га­ет­ся не са­мо­стоя­тель­но, а бла­го­да­ря спа­си­тель­ной «си­ле дру­го­го», т. е. буд­ды Ами­таб­хи.

Ч. з. ш. вы­шла из Об-ва ло­то­са (Лянь шэ), или Об-ва Бе­ло­го ло­то­са (Бай­лянь шэ), ос­но­ва­те­лем ко­то­ро­го счи­та­ет­ся Ху­эй­юань (4 – нач. 5 вв.). Его по­сле­до­ва­тель Тань­лу­ань (кон. 5–6 вв.) на ос­но­ве уче­ния На­гард­жу­ны раз­ра­бо­тал кон­цеп­цию двух пу­тей: «путь труд­ных по­ступ­ков (труд­но­го про­хо­ж­де­ния)» и «путь лёг­ких по­ступ­ков (лёг­ко­го про­хо­ж­де­ния)». За­тем Дао­чо (6–7 вв.) сфор­ми­ро­вал док­три­ны «шко­лы пу­ти муд­ре­ца» и «шко­лы пу­ти Цзин­ту». Окон­ча­тель­ным оформ­ле­ни­ем Ч. з. ш. обя­за­на тру­дам Шань­дао (7 в.). В 12 в. буд­дий­ский мо­нах Фа­жань при­нёс уче­ние шко­лы в Япо­нию. Япон. на­прав­ле­ние Ч. з. ш. (дзё­до-сю), ин­тер­пре­ти­ро­вав­шее уче­ние Шань­дао, до­ве­ло до край­но­сти идею ре­ци­та­ции име­ни Ами­таб­хи. Ны­не Ч. з. ш. су­ще­ст­ву­ет в КНР, Япо­нии, Ко­рее, Вьет­на­ме и др. стра­нах.

Лит.: Ер­ма­ков М. Е. Мир ки­тай­ско­го буд­диз­ма. СПб., 1994; Тор­чи­нов Е. А. Вве­де­ние в буд­до­ло­гию. СПб., 2000; Из­бран­ные сут­ры ки­тай­ско­го буд­диз­ма / Пер. Д. В. По­пов­це­ва и др. 2-е изд. СПб., 2007.

Вернуться к началу