Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРАНСЦЕНДЕНТА́ЛЬНАЯ МЕДИТА́ЦИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 352

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Н. Воропаев

ТРАНСЦЕНДЕНТА́ЛЬНАЯ МЕДИТА́ЦИЯ, ре­лиг. дви­же­ние не­оин­дуи­ст­ско­го тол­ка; ме­ди­та­тив­ная прак­ти­ка, в ос­но­ве ко­то­рой ле­жит про­из­не­се­ние лич­ной ман­тры. Ос­но­ва­тель – Ма­ха­ри­ши Ма­хеш Йо­ги [наст. имя Ма­хеш Пра­сад Вар­ма, 1917(?)–2008].

Впер­вые «тео­рия Т. м.» бы­ла пред­став­ле­на в Ин­дии в 1957 в дви­же­нии «Ду­хов­ное Воз­ро­ж­де­ние». Осн. идея: соз­на­ние и ра­зум лю­бо­го че­ло­ве­ка пи­та­ют­ся из еди­но­го твор­че­ско­го ис­точ­ни­ка, дос­ти­же­ние ко­то­ро­го тре­бу­ет «транс­цен­ден­ции», пе­ре­хо­да в со­стоя­ние еди­не­ния с Бо­же­ст­вен­ным Аб­со­лю­том пу­тём ме­ди­та­тив­ной прак­ти­ки. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние Т. м. по­лу­чи­ла в США по­сле пе­ре­ез­да Ма­ха­ри­ши в Ка­ли­фор­нию в 1959. Из­на­чаль­ная ре­лиг. кон­цеп­ция бы­ла уп­ро­ще­на и адап­ти­ро­ва­на для вос­при­ятия зап. об­ще­ст­вом, в ре­зуль­та­те че­го Т. м. ста­ла по­зи­цио­ни­ро­вать­ся как ме­ди­та­тив­ная прак­ти­ка, опи­раю­щая­ся на на­уч. ис­сле­до­ва­ния и дос­туп­ная лю­бо­му че­ло­ве­ку, не­за­ви­си­мо от его ре­лиг. взгля­дов. По­пу­ляр­ность уче­ния объ­яс­ня­ет­ся ка­жу­щей­ся про­сто­той дос­ти­же­ния разл. по­ло­жи­тель­ных ре­зуль­та­тов: за­ня­тия ме­ди­та­ци­ей по пред­ло­жен­ной ме­то­ди­ке, с точ­ки зре­ния адеп­тов Т. м., на­прав­ле­ны на сня­тие стрес­са, сни­же­ние рис­ка разл. за­бо­ле­ва­ний, долж­ны по­вы­сить ин­тел­лек­ту­аль­ные и творч. спо­соб­но­сти, нау­чить при­ни­мать пра­виль­ные ре­ше­ния, ук­ре­пить се­мью, улуч­шить от­но­ше­ния ме­ж­ду людь­ми и т. п. Не­смот­ря на офиц. дис­тан­ци­ро­ва­ние от ре­ли­гии, в хо­де обу­че­ния рас­смат­ри­ва­ют­ся «древ­ние ве­ди­че­ские тех­но­ло­гии», вклю­чаю­щие в се­бя «ве­ди­че­ские виб­ра­ции», «йо­гу аса­ны Ма­ха­ри­ши», «ве­ди­че­скую ме­ди­ци­ну» (Аюр­ве­да), ас­т­ро­ло­гию, ар­хи­тек­ту­ру, му­зы­ку, «све­то­те­ра­пию с дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми»; су­ще­ст­ву­ет об­ряд по­свя­ще­ния «пуд­жа», а так­же др. куль­то­вые прак­ти­ки. Гл. цель пред­ла­гае­мых прак­тик адеп­ты Т. м. ви­дят в про­ник­но­ве­нии в глу­би­ны собств. соз­на­ния, в ре­зуль­та­те че­го от­кры­ва­ет­ся ис­точ­ник гар­мо­нии и энер­гии. Этот ис­точ­ник по су­ти Бог, за­клю­чён­ный внут­ри че­ло­ве­ка. Важ­ным эле­мен­том тех­ни­ки ме­ди­та­ции яв­ля­ет­ся лич­ная ман­тра, ко­то­рую по­лу­ча­ет уче­ник от учи­те­ля.

С на­ча­ла сво­его су­ще­ст­во­ва­ния в США ор­га­ни­за­ции Т. м. на­ла­жи­ва­ли со­труд­ни­че­ст­во с об­ра­зо­ват. и оз­до­ро­вит. уч­ре­ж­де­ния­ми. Од­на­ко в 1970-х гг. «Нау­ка со­зи­да­тель­но­го ра­зу­ма» («Science of Creative Intelligence»), яв­ляю­щая­ся ча­стью кон­цеп­ции Ма­ха­ри­ши, бы­ла за­пре­ще­на в амер. шко­лах и кол­лед­жах, т. к. со­дер­жа­ла эле­мен­ты ре­лиг. уче­ния. Для рас­про­стра­не­ния Т. м. бы­ли соз­да­ны: Ме­ж­ду­нар. ун-т Ма­ха­ри­ши в США (1971), ис­сле­до­ва­тель­ские ун-ты в Швей­ца­рии (1975) и Гер­ма­нии (1982), «Уни­вер­си­тет при­род­но­го за­ко­на» в Ве­ли­ко­бри­та­нии (1982), Ази­ат. ве­ди­че­ский ун-т в Ин­дии (1983), Все­мир­ная фе­де­ра­ция Аюр­ве­ды (1985), От­кры­тый ун-т Ма­ха­ри­ши (1998). Ны­не учеб­ные цен­тры Т. м. под разл. на­зва­ния­ми су­ще­ст­ву­ют во мн. стра­нах. Точ­ное ко­ли­че­ст­во по­сле­до­ва­те­лей не­из­вест­но, обыч­но го­во­рит­ся о не­сколь­ких мил­лио­нах че­ло­век. В Рос­сии по­сле­до­ва­те­ли Т. м. по­яви­лись в кон. 1980-х гг.; в 1990-х гг. на вол­не ин­те­ре­са к но­вым ре­ли­ги­оз­ным дви­же­ни­ям от­ме­ча­ет­ся не­про­дол­жи­тель­ный всплеск по­пу­ляр­но­сти Т. м. На 2015 цен­тры обу­че­ния Т. м. на­хо­дят­ся в Мо­ск­ве, С.-Пе­тер­бур­ге, Пер­ми и Рос­то­ве-на-До­ну.

Вернуться к началу