ТРАНСЦЕНДЕНТА́ЛЬНАЯ МЕДИТА́ЦИЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРАНСЦЕНДЕНТА́ЛЬНАЯ МЕДИТА́ЦИЯ, религ. движение неоиндуистского толка; медитативная практика, в основе которой лежит произнесение личной мантры. Основатель – Махариши Махеш Йоги [наст. имя Махеш Прасад Варма, 1917(?)–2008].
Впервые «теория Т. м.» была представлена в Индии в 1957 в движении «Духовное Возрождение». Осн. идея: сознание и разум любого человека питаются из единого творческого источника, достижение которого требует «трансценденции», перехода в состояние единения с Божественным Абсолютом путём медитативной практики. Широкое распространение Т. м. получила в США после переезда Махариши в Калифорнию в 1959. Изначальная религ. концепция была упрощена и адаптирована для восприятия зап. обществом, в результате чего Т. м. стала позиционироваться как медитативная практика, опирающаяся на науч. исследования и доступная любому человеку, независимо от его религ. взглядов. Популярность учения объясняется кажущейся простотой достижения разл. положительных результатов: занятия медитацией по предложенной методике, с точки зрения адептов Т. м., направлены на снятие стресса, снижение риска разл. заболеваний, должны повысить интеллектуальные и творч. способности, научить принимать правильные решения, укрепить семью, улучшить отношения между людьми и т. п. Несмотря на офиц. дистанцирование от религии, в ходе обучения рассматриваются «древние ведические технологии», включающие в себя «ведические вибрации», «йогу асаны Махариши», «ведическую медицину» (Аюрведа), астрологию, архитектуру, музыку, «светотерапию с драгоценными камнями»; существует обряд посвящения «пуджа», а также др. культовые практики. Гл. цель предлагаемых практик адепты Т. м. видят в проникновении в глубины собств. сознания, в результате чего открывается источник гармонии и энергии. Этот источник по сути Бог, заключённый внутри человека. Важным элементом техники медитации является личная мантра, которую получает ученик от учителя.
С начала своего существования в США организации Т. м. налаживали сотрудничество с образоват. и оздоровит. учреждениями. Однако в 1970-х гг. «Наука созидательного разума» («Science of Creative Intelligence»), являющаяся частью концепции Махариши, была запрещена в амер. школах и колледжах, т. к. содержала элементы религ. учения. Для распространения Т. м. были созданы: Междунар. ун-т Махариши в США (1971), исследовательские ун-ты в Швейцарии (1975) и Германии (1982), «Университет природного закона» в Великобритании (1982), Азиат. ведический ун-т в Индии (1983), Всемирная федерация Аюрведы (1985), Открытый ун-т Махариши (1998). Ныне учебные центры Т. м. под разл. названиями существуют во мн. странах. Точное количество последователей неизвестно, обычно говорится о нескольких миллионах человек. В России последователи Т. м. появились в кон. 1980-х гг.; в 1990-х гг. на волне интереса к новым религиозным движениям отмечается непродолжительный всплеск популярности Т. м. На 2015 центры обучения Т. м. находятся в Москве, С.-Петербурге, Перми и Ростове-на-Дону.