Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАРЕ́ЕВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 671-672

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Попов

ТАРЕ́ЕВ Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич [7(19).11.1867, с. Сви­сто­во (по др. дан­ным, с. Коз­лов­ские Вы­сел­ки) Ми­хай­лов­ско­го у. Ря­зан­ской губ. – меж­ду 20.5 и 4.6.1934, Мо­ск­ва], рус. фи­ло­соф и бо­го­слов. Отец Е. М. Та­рее­ва. Ро­дил­ся в се­мье сель­ско­го свя­щен­ни­ка. По окон­ча­нии Моск. ду­хов­ной ака­де­мии (1891) пре­по­да­вал в Псков­ской и Риж­ской се­ми­на­ри­ях (1892–1902). Проф. Моск. ду­хов­ной ака­де­мии (1902–18). Ре­дак­тор ж. «Бо­го­слов­ский вест­ник» (1917–18). Пре­по­да­вал фи­ло­со­фию, по­ли­тич. эко­но­мию и пе­да­го­ги­ку в Яро­слав­ском ун-те и в Пе­да­го­гич. тех­ни­ку­ме в За­гор­ске (1918–27).

В сво­ей бо­го­слов­ско-фи­лос. кон­цеп­ции Т. ис­хо­дил из прин­ци­пи­аль­ной раз­но­род­но­сти ре­ли­ги­оз­но­го и мир­ско­го, «Хри­сто­вой ду­хов­но­сти» и «раз­ви­ваю­щей­ся по сво­им за­ко­нам ес­те­ст­вен­ной жиз­ни, при­род­ной и об­ще­ст­вен­но-ис­то­ри­че­ской»; «это две не­со­из­ме­ри­мые об­лас­ти, со­при­ка­саю­щие­ся лишь в глу­би­не че­ло­ве­че­ской ду­ши», и от­но­ше­ние ме­ж­ду ни­ми долж­но быть со­вер­шен­но сво­бод­ным («Ос­но­вы хри­сти­ан­ст­ва». 2-е изд. Сер­ги­ев По­сад, 1908. Т. 4. С. 331, 407). Не­долж­ным сме­ше­ни­ем этих сфер яв­ля­ют­ся как при­спо­соб­ле­ние ре­ли­гии к ми­ру (хри­сти­ан­ст­во по­рва­ло с са­кра­ли­за­ци­ей ро­да, на­ции, го­су­дар­ст­ва, се­мьи), так и под­чи­не­ние ей ми­ра, все по­пыт­ки со­циа­ли­зи­ро­вать хри­сти­ан­ст­во, соз­дать «хри­сти­ан­ское об­ще­ст­во» («хри­сти­ан­скую се­мью», «хри­сти­ан­ское го­су­дар­ст­во» и т. п.); Т. от­кло­ня­ет так­же бег­ст­во от ми­ра, ас­ке­тич. «уход» из не­го. Цен­траль­ный для Т. во­прос о «при­ми­ре­нии» этих двух сфер фор­му­ли­ру­ет­ся им как «внут­рен­нее и сво­бод­ное про­ник­но­ве­ние бо­же­ст­вен­но­го на­ча­ла в гра­ни­цы и фор­мы че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния» (Там же. С. 22), яв­лен­ное в жиз­ни и смер­ти Хри­ста, его доб­ро­воль­ном «уни­чи­же­нии» (ке­но­зи­се) и реа­ли­зую­щее­ся хри­стиа­ни­ном в ин­тим­но-лич­ном ак­те ду­хов­но­го са­мо­оп­ре­де­ле­ния в кон­крет­ной си­туа­ции. Хри­сти­ан­ст­во – ре­ли­гия са­мо­от­ре­че­ния и ду­хов­ной «люб­ви до смер­ти» – в сво­ей «еван­гель­ской аб­со­лют­но­сти» об­ра­ще­но имен­но к лич­но­сти, че­рез ко­то­рую оно толь­ко и мо­жет вой­ти в «си­с­те­му жи­вой жиз­ни», по­след­ней же долж­на быть пре­дос­тав­ле­на «пол­но­та ес­те­ст­вен­но­го раз­ви­тия во всех ви­дах – в се­мей­ном, на­цио­наль­ном, го­су­дар­ст­вен­ном, на­уч­ном, ху­до­же­ст­вен­ном» (Там же. С. 124). Са­мо­быт­ная «фи­ло­со­фия жиз­ни» Т. пред­вос­хи­ти­ла мн. мо­ти­вы ре­лиг. эк­зи­стен­циа­лиз­ма и диа­лек­ти­че­ской тео­ло­гии.

Соч.: Уни­чи­же­ние Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста. М., 1901; Ос­но­вы хри­сти­ан­ст­ва. 2-е изд. Сер­ги­ев По­сад, 1908–1910. Т. 1–5; Пре­дел кол­лек­ти­ва. СПб., 1912; Со­циа­лизм: нрав­ст­вен­ность и хо­зяй­ст­во. Сер­ги­ев По­сад, 1913; Фи­ло­со­фия жиз­ни, 1891–1916. Сер­ги­ев По­сад, 1916; Хри­сти­ан­ская фи­ло­со­фия. М., 1917.

Лит.: Брод­ский А. И. М. Та­ре­ев. СПб., 1994.

Вернуться к началу