ТАРЕ́ЕВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТАРЕ́ЕВ Михаил Михайлович [7(19).11.1867, с. Свистово (по др. данным, с. Козловские Выселки) Михайловского у. Рязанской губ. – между 20.5 и 4.6.1934, Москва], рус. философ и богослов. Отец Е. М. Тареева. Родился в семье сельского священника. По окончании Моск. духовной академии (1891) преподавал в Псковской и Рижской семинариях (1892–1902). Проф. Моск. духовной академии (1902–18). Редактор ж. «Богословский вестник» (1917–18). Преподавал философию, политич. экономию и педагогику в Ярославском ун-те и в Педагогич. техникуме в Загорске (1918–27).
В своей богословско-филос. концепции Т. исходил из принципиальной разнородности религиозного и мирского, «Христовой духовности» и «развивающейся по своим законам естественной жизни, природной и общественно-исторической»; «это две несоизмеримые области, соприкасающиеся лишь в глубине человеческой души», и отношение между ними должно быть совершенно свободным («Основы христианства». 2-е изд. Сергиев Посад, 1908. Т. 4. С. 331, 407). Недолжным смешением этих сфер являются как приспособление религии к миру (христианство порвало с сакрализацией рода, нации, государства, семьи), так и подчинение ей мира, все попытки социализировать христианство, создать «христианское общество» («христианскую семью», «христианское государство» и т. п.); Т. отклоняет также бегство от мира, аскетич. «уход» из него. Центральный для Т. вопрос о «примирении» этих двух сфер формулируется им как «внутреннее и свободное проникновение божественного начала в границы и формы человеческого существования» (Там же. С. 22), явленное в жизни и смерти Христа, его добровольном «уничижении» (кенозисе) и реализующееся христианином в интимно-личном акте духовного самоопределения в конкретной ситуации. Христианство – религия самоотречения и духовной «любви до смерти» – в своей «евангельской абсолютности» обращено именно к личности, через которую оно только и может войти в «систему живой жизни», последней же должна быть предоставлена «полнота естественного развития во всех видах – в семейном, национальном, государственном, научном, художественном» (Там же. С. 124). Самобытная «философия жизни» Т. предвосхитила мн. мотивы религ. экзистенциализма и диалектической теологии.