СИО́Н
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СИО́Н, Сионская гора (др.-евр. ציון; этимология названия не ясна, возможно, «укрепление на холме» или «цитадель»), холм в Иерусалиме, ставший символом города и страны Израиля. Первоначально С. называлась крепость иевусеев. В Библии (2 Цар. 5:7) сообщается, что после захвата крепости царём Давидом, это место получило назв. Ир-Давид («город Давида»). Впоследствии назв. «С.» распространилось на холм Офель и Храмовую гору, а в период Хасмонеев (2–1 вв. до н. э.) также на часть города, расположенную к западу от них (т. н. Верхний город). Согласно традиции, С. (в узком смысле) локализуется в Верхнем городе, ограниченном с запада и юга долиной Гехинном. В эпоху Ирода (1 в. до н. э.) С. находился внутри гор. стены. Ныне юж. часть С. вне стен Старого города. Здесь расположены: Гробница Давида, синагога, церковь францисканцев, построенная на месте, где, по христианскому преданию, проходила Тайная вечеря, и ц. Успения Пресвятой Богородицы, а также греческое и армянское кладбища. Уже в древности для библейских пророков С. стал олицетворением Иерусалима и всего Иудейского царства. Город и страну они иногда называли «дочерью С.». От слова «С.» – основного поэтич. имени древней родины евр. народа, произошло название евр. нац. движения сионизм. Образ С. вдохновлял евр. поэтов начиная с псалмов [Пс. 137(136) «На реках вавилонских»]. В средние века в творчестве ряда поэтов (Иегуда Галеви, Соломон Ибн Гебироль, Авраам Ибн Эзра и др.) важное место занимают «Песни Сиона» («Сиониды»). В христианской традиции С. часто называют Царство Божие во всей его полноте, на земле и на небе, а также место пребывания Бога и Славы Его. От С. приходит спасение Израилю (Пс. 8:7; 52:7), туда придут искуплённые Господом. В христианском культе дарохранительница, повторяющая в миниатюре архит. облик храма, также получила назв. «сион».