Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРЛОВА́ЦКАЯ МИТРОПО́ЛИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КАРЛОВА́ЦКАЯ МИТРОПО́ЛИЯ (серб. Карловачка митрополиjа), автономная митрополия, объединявшая в 1708–1920 православных сербов и румын на территории Габсбургской империи (с 1804 – Австрийской империи, с 1867 – Австро-Венгрии).

Учреждение К. м. было вызвано резким увеличением численности сербского населения на этих землях после т. н. великого переселения (1690), когда более 90 тыс. сербов во главе с Печским патриархом Арсением IV (Черноевичем) и несколькими иерархами пришли сюда в поисках защиты от осман. Право свободного исповедания православия в католической стране было предоставлено сербам, поступившим на пограничную службу. Основанная в 1708 в монастыре Крушедол (изначально именовалась Крушедольской) собором духовенства и мирян К. м. фактически являлась автономной, но поддерживала канонические связи с Печской патриархией до её упразднения в 1766. Когда после австро-турецкой войны 1716–18 (см. в ст. Австро-турецкие войны 16–18 вв.) резиденция митрополита была перенесена в город Сремски-Карловци, митрополия стала именоваться «Карловацкой». Первоначально К. м. была не только религиозным, но и политическим институтом, поскольку митрополиты представляли сербов перед властями Габсбургской монархии.

В середине 18 в. под давлением австрийских властей, навязывавших унию с католиками, часть сербов во главе с командирами И. Хорватом, И. Шевичем и Р. Прерадовичем переселились в Россию, где императрица Елизавета Петровна предоставила им земли на реке Северский Донец (позднее они стали называться Новая Сербия и Славяносербия) с условием несения пограничной службы. В ответ императрица Мария Терезия запретила сербам переселяться в Россию, но во время Семилетней войны 1756–63, для того чтобы добиться их лояльности, номинально запретила принуждение православных к унии.

Постепенно привилегии сербов упразднялись. Декларатория (действовавшая в 1779–1868) подчинила сербов во всех гражданских делах светским или военным властям. Митрополит сохранял полномочия духовного главы, все решения соборов и Синода утверждались императором.

Патент о веротерпимости (1781) императора Иосифа II уравнял все вероисповедания, но ведение метрических книг отошло к государству. Большой вклад в укрепление К. м. внёс митрополит Стефан (Стратимирович). В 1791 в Сремски-Карловци он основал гимназию, в 1794 – Карловацкую богословию (семинарию), содействовал открытию епархиальных школ, создал фонд для оплаты обучения бедных учеников и юношей из Османской империи. Все эти школы признавались государством, их выпускники имели право поступить в любое высшее учебное заведение в империи. Из уважения к единству Константинопольской патриархии митрополит Стефан не выполнил просьбу лидеров Первого сербского восстания 1804–13 рукоположить несколько епископов на бывшие кафедры Печской патриархии, расположенные на освобождённых от османов территориях.

С 1848 предстоятель К. м. стал носить титул патриарха, так как К. м. считалась наследницей упразднённой в 1766 Печской патриархии.

После создания двуединой монархии Австро-Венгрии (1867) большинство сербов оказались в Венгрии. Это отразилось на целостности К. м. и отменило многие права сербов, усилило тенденции к их ассимиляции и навязыванию православным унии с католиками. По условиям австрийско-венгерского договора (1867) Далмация перешла в австрийскую часть государства, в 1874 Далматинская епархия была выделена из состава К. м. После австрийской оккупации Боснии и Герцеговины (1878) власти не позволили карловацким митрополитам управлять расположенными там православными епархиями. С целью дальнейшей мадьяризации славянского населения в 1912 венгерские власти упразднили церковно-школьную автономию митрополии.

На начало 20 в. К. м. окормляла более миллиона православных, имела 7 епархий, 27 монастырей, 777 храмов и 722 священнослужителя.

После внезапной смерти патриарха Лукиана (Богдановича) в 1913 избрание главы К. м. осложнилось началом 1-й мировой войны. После распада Австро-Венгрии и создания Королевства сербов, хорватов и словенцев (1918) К. м. и все части бывшей Печской патриархии оказались на территории одного государства. 12.9.1920 была обновлена единая Сербская патриархия (см. Сербская православная церковь), в состав которой вошла и К. м.

Лит.: Српска православна црква, 1219–1969: Споменица о 750-годшњици аутокефалности. Београд, 1969; Костяшов Ю. В. Сербы в Австрийской монархии в XVIII в. Калининград, 1997; Слиjепчевић Ђ. Историjа Српске православнее цркве. Београд, 2002. Kњ. 2; Paдocaвљeвић H. Православна црква у Београдском пашалуку, 1766–1831: Управа Васељенске патриjаршиjе. Београд, 2007.

Вернуться к началу