КРАУЗИ́ЗМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРАУЗИ́ЗМ, краусизм (исп. krausismo), направление в общественно-политической мысли и философии, названное по имени нем. философа Карла Кристиана Фридриха Краузе (1781–1832) и распространившееся в Испании и Латинской Америке.
Труды Краузе не получили широкой известности на родине, однако перевод его соч. «Идеал человечества» (1811) на испанский язык, выполненный и опубликованный (1860) профессором Мадридского университета Хулианом Санс дель Рио (1814–69), вызвал широкий научный и общественный резонанс. Понятие К. появилось в дискуссии между сторонниками Х. Санс дель Рио и его критиками из числа т. н. неокатоликов, среди которых наиболее последовательным был Хуан Мануэль Орти-и-Лара (1826–1904), обвинявший оппонентов в ереси и преклонении перед философией иностранного происхождения. Основные черты К.: в области этики и социальной философии – представление о тесной взаимосвязи между моралью и правом, которое является «последним дозволенным средством достижения законных устремлений общества»; в области политической мысли – критическое отношение к современному (2-я половина 19 в.) государственному устройству (оптимальные условия для интеллектуального развития и удовлетворения материальных потребностей индивида могут быть обеспечены в самоуправляющихся общинах, федерация которых выглядит наилучшей формой государства); вера в особое назначение и призвание научного сообщества в процессе выработки идеала гармоничного социума и его воплощении в жизнь.
Целью исторического развития «идеи человечества» в К. является достижение всеобщей гармонии в отношениях между людьми и их коллективами на всех уровнях. Несмотря на критику, К. получил распространение среди интеллектуалов Испании во многом благодаря «Свободному институту образования», одним из основателей которого был Франсиско Хинер де лос Риос (1839–1915). Институт, по мысли организаторов, должен был стать «не только корпорацией студентов и учёных, но и полем насаждения этических правил бытия». После победы франкистов (см. Франкизм) в гражданской войне 1936–39 институт был закрыт, К. объявлен антииспанским учением и запрещён. Постепенное возвращение К. в интеллектуальное поле Испании состоялось в 1-й половине 1960-х гг.
Во 2-й половине 19 – начале 20 вв. интеллектуальное влияние испанского К. распространилось на страны Латинской Америки: его последователями стали Хосе Марти, Хосе Энрике Родо, Иполито Иригойен и др. Привлекательность К. в этом регионе обуславливалась, по всей видимости, его проповедью необходимости переустройства общества на принципах справедливости и солидарности, сугубо мирными способами, без разрыва с привычным для населения стран Латинской Америки христианством, что создавало выгодный контраст реальной политической практике, для которой насилие было обыденным явлением. Сформулированные К. идейно-политические установки впоследствии были восприняты апризмом и теологией освобождения.