ПОДВО́РЬЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОДВО́РЬЕ, церковное учреждение, являющееся представительством одного церковного сообщества (или отд. архиерея) на канонич. территории др. церковного сообщества (напр., представительство Поместной церкви на канонич. территории др. Поместной церкви, представительство епархии в др. епархии, представительство монастыря). В России П. первоначально назывался постоялый двор для приезжавших в столицу или др. крупный город иностранных послов или архиереев. П. представляет собой исключение из преим. территориального принципа размежевания поместных церквей, своего рода аналогию понятию экстерриториальности в междунар. праве. П. обычно включает храм, земельный участок, в зависимости от типа – также архиерейский дом, монашеские кельи, иные жилые и хозяйств. строения.
П. поместных церквей берут начало из древней практики представительства на временной или постоянной основе одних поместных церквей на территории других для содействия канонич. общению через посланников – апокрисиариев (греч. ἀποϰρισιάριος) или легатов. В случае постоянного представительства посланники нередко пребывали в монастыре – метохе (греч. μετόχιον), который находился в канонич. власти Церкви, направившей своих представителей. В эпоху османского владычества (с 15–16 вв.) вост. патриархаты учреждали свои П. при др. церквах, особенно часто – в России для сбора денежной помощи. П. служат также местом размещения паломников. П. находятся в юрисдикции учредившей их Поместной церкви, однако зависят и от Церкви, на канонич. территории которой они размещены; напр. при расхождении богослужебного календаря в П. употребляется местный календарный стиль. Элементы двойной юрисдикции П. выражаются в том, что за богослужением в храме П. возносятся имена предстоятелей обеих церквей. Ныне в Москве находятся П. Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского, Сербского и Болгарского патриархатов, Православной церкви Чешских земель и Словакии и Православной церкви в Америке. На основе взаимности РПЦ имеет возглавляемые её представителями П. при этих же церквах.
Епархиальные П. в границах одной Поместной церкви обычно устраивались в городах, где находились кафедры предстоятелей поместных церквей, чаще всего в столицах. Подобные П. существовали в Константинополе, в России – в Москве и С.-Петербурге, ранее, вероятно, также и в Киеве, столице Киевской Руси. Напр., в Москве имелись Крутицкое подворье, Рязанское, Вятское, Псковское, Коломенское и др. епархиальные П.; в С.-Петербурге в синодальную эпоху находились П. архиереев, являвшихся членами Святейшего Синода или присутствующими в Синоде.
Наиболее распространены монастырские П., существовавшие уже в визант. время; они выполняют разные функции: способствуют развитию паломничества, собирают пожертвования для своих монастырей (особенно когда те находятся в удалённых и малонаселённых местах, а П. – в гор. центрах). Иногда П. представляет монастырь, не находящийся в юрисдикции той Поместной церкви, на канонич. территории которой оно открыто (напр., моск. П. Пантелеимонова монастыря, состоящего, как и др. монастыри на Афоне, в юрисдикции Константинопольского патриархата). Деятельность монастырского П. регламентируется уставом его монастыря. П. находится в юрисдикции того же архиерея, что и монастырь. В случае если П. располагается на территории иной епархии, то за богослужением в храме П. возносится как имя епархиального архиерея, так и имя архиерея, на территории епархии которого находится подворье.
В Рус. православной церкви с 1990-х гг. статус патриарших П. имеют также отд. приходы, управление которыми осуществляет назначенный патриархом настоятель без формирования приходского собрания и иных органов приходского самоуправления. В этом отношении их статус близок к статусу П. поместных церквей, в которых также не предусматривается образование органов приходского самоуправления.